Сегодня журналисты Волгограда ожидают официального заявления руководителя регионального отделения партии «Яблоко» Галины Болдыревой в связи с прекращением производства по ее иску о признании выборов депутатов Государственной Думы VI созыва по Волгоградской области недействительными.
Напомним, что в Волгоградской области на выборах в Госдуму РФ, согласно данным первого подсчета голосов, «Единая Россия" набрала 35,49%, КПРФ - 22,76%, "Справедливая Россия" - 21,94% и ЛДПР - 13,28%. Затем, 6 декабря, в связи с поданной в избирком жалобой представителей "Справедливой России" и КПРФ, был произведен новый подсчет голосов. Он добавил "Единой России" почти 7%, лишив остальные партии 1,5 - 2% голосов. Разразился скандал, который дошел до высших эшелонов власти, и 7 декабря голоса избирателей вновь пересчитали. Итоги третьего подсчета оказались максимально близки к первоначальным.
Как заявила в тот же день Галина Болдырева, «Яблоко» набрало в Волгограде почти 7%, но «это уже с учетом того, что у нас «отпилили» голоса», - и подчеркнула, что будет оспаривать итоги подсчета голосов в суде. Первое заседание по этому иску, поданному еще 14 декабря прошлого года, состоялось16 января.
В суде истец заявила, что намерена подать заявление в прокуратуру с требованием привлечь избирком к ответственности за фальсификацию документов, а также просила об отложении дела в связи с необходимостью ознакомления с возражениями облизбиркома по существу заявленных требований. В свою очередь представитель прокуратуры заметил, что судебный процесс может затронуть интересы и иных партий, участвовавших в выборах, и ходатайствовал о привлечении в качестве заинтересованных лиц представителей других политических партий.
Во втором судебном заседании, которое состоялось в минувшую пятницу, заявитель и её представитель свои требования подержали, пояснив суду, что, заявляя требования их, фактически просили суд признать недействительными итоги голосования в Волгоградской области. Представитель Избирательной комиссии Волгоградской области заявил ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку у заявителя нет прав на обращение в суд с выше указанными требованиями. В качестве довода они привели нормы федерального законодательства. В соответствии с ними, основаниями для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования являются такие нарушения избирательного законодательства, которые затрагивают права и интересы политических партий. Тех партий, федеральный список которых допущен к распределению депутатских мандатов, либо которым незаконно отказано в регистрации федерального списка кандидатов.
Суд установил, что требования заявителя об оспаривании Постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 7 декабря 2011 года № 24/117-5 «Об отмене результатов повторного подсчёта голосов избирателей в территориальных избирательных комиссиях Дзержинского, Кировского, Красноармейского, Краснооктябрьского районов Волгограда и города Волжского» фактически сводятся к оспариванию итогов голосования в Волгоградской области. «Проанализировав доводы Болдыревой Г. В. и её представителя, а также основания, на которые они ссылаются, обосновывая свои требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Волгоградской области какие-либо права, свободы и законные интересы заявителя не затрагивает», - говорится в постановлении суда.
Сама Галина Болдырева с этим решением практически согласилась. «Поскольку иск был подан лично мною как кандидатом в депутаты в Госдуму, а не от партии "Яблоко", судья не увидел в действиях облизбиркома ущемления моих прав. Должны была подавать политическая партия", - заявила она, что называется, по горячим следам, и пообещала проинформировать о своих дальнейших шагах. «Доказательная база у меня подобрана большая. Закон предусматривает подачу соответствующего иска в течение года, так что время есть», - сказала Болдырева.
Конечно, здесь можно было бы высказать сожаление по поводу того, что его, времени, уже потеряно так много. Сожаление вызывает и то обстоятельство, что уровень правовой подготовки не позволил, похоже, политику правильно подготовить иск - ведь выборы действительно проходили по спискам партий, а не по одномандатным округам и, стало быть, при оформлении заявления в суд нужно было учитывать эти правовые особенности. Тем не менее, пожелаем Галине Болдыревой успеха в ее безнадежном деле, поскольку к тому времени, на которое она рассчитывает, и острота момента уйдет, и, скорее всего, президентские выборы дадут почву для исков уже другого рода.
На днях Левада-центр опубликовал почти сенсационные данные январского опроса о политических настроениях в стране. И они мало совпадают с оптимистическими оценками происходящего со стороны власти и намеченным курсом предвыборного штаба кандидата, который - кровь из носа!- должен обеспечить ему триумфальную победу в первом туре на выборах президента России. Оказалось, например, что более 66 % граждан сегодня не удовлетворены тем, что происходит в стране.
При этом 57 % граждан высказались против пребывания одного лица на посту президента больше двух сроков. Еще 34 % считают, что при Путине-президенте контроль чиновников над бизнесом еще больше усилится, 19 % ждут ухудшения ситуации с демократическими свободами и 26 % уверены в том, что доверие населения к Путину будет падать (обратной точки зрения придерживаются лишь 16 % опрошенных).
Протестные настроения, охватившие общество после беспрецедентных по своему беззаконию выборов в Госдуму, начинают привлекать все больше внимания "аполитичных" россиян. Уже 34 % граждан поддерживают совместные действия "коммунистов, демократов, патриотов и других", однако ровно столько же выступают против такого объединения, и 32 % пока не могут определиться на этот счет.
В то же время лишь 28 % россиян разделяют радикальное предложение протестующих отменить результаты выборов в Госдуму и назначить новые, 57 % с этим лозунгом не согласны. Не находит абсолютной поддержки и призыв митингующих не отдать на президентских выборах ни одного голоса Путину: только 22 % опрошенных готовы так поступить, но 67% выступают против этого замысла. Однако, несмотря на принимаемые усилия, самой большой остается проблема доверия к итогам голосования, точнее, к подсчету голосов избирателей.
Как триумф высшей справедливости преподносится сегодня информация о том, что «Общественная палата России добилась от ЦИК закрытия одной из самых простых лазеек для фальсификации выборов: местные избирательные комиссии будут фиксировать на веб-камеру результаты голосования, которые были внесены в протокол». Официально она пока еще, как документ, не размещена на сайте ЦИКа. Зато появилось сообщение о том, что «Центризбирком принял за основу инструкцию о порядке использования веб-камер на избирательных участках в день выборов президента РФ 4 марта».
По словам члена ЦИК РФ Антона Лопатина, онлайн -трансляция с избирательных участков в интернете будет вестись без звука, то есть будет передаваться только изображение. "Это сделано во избежание каких-либо флэш-мобов", - пояснил Лопатин. Он отметил, что при этом запись на жесткий диск будет вестись со звуком.
Согласно постановлению, принятому на заседании в четверг, члены участковых избирательных комиссий проведут тренировку по использованию веб-камер до голосования, проверят наличие связи с территориальным избиркомом, службой технической поддержки. Включение веб-камер в день голосования должно производиться не позднее чем за 30 минут до начала голосования. При использовании на избирательном участке КОИБов и КЭГов включение веб-камер будет проводиться до начала их тестирования.
По словам Лопатина, после подсчета голосов председатель участковой комиссии должен будет объявить о завершении подсчета и продемонстрировать присутствующим и в веб-камеру каждую страницу первого экземпляра протокола. Только после этого веб-камеру отключат. Как подчеркивается в сообщении, члены ЦИК приняли данное постановление за основу и рассчитывают принять его в окончательном чтении не позднее предстоящего вторника. «Это очень серьезная мера, которая снимет потенциальные возможности для фальсификаций и вообще позволит избежать подобных обвинений», - считает член Общественной палаты Максим Григорьев.
А вот тут, уважаемый, позвольте вам не позволить. Представим на минуточку, что потенциальные возможности у кого-то из наблюдателей, избирателей, у любых других участников избирательного процесса появятся, и они захотят обратиться в суд. И тут, как показала практика, проблема заключается в том, что эти видеозаписи не служили основанием для решения судов о признании выборов недействительными. Мотивация: иск должна подать пострадавшая сторона, то есть лично лидеры проигравших партий. А как будет в случае с президентскими выборами? - об этом широкой информации нет, что дает немало поводов для скептических настроений. И они, эти настроения, множатся.
Например, в конце минувшей очередной скандал всероссийского уровня разгорелся в связи с исповедью председателя одной из участковых избирательных комиссий Самары Ирины Колпаковой. Она рассказала о методах, какими были фальсифицированы итоги голосования на выборах в Государственную думу в декабре прошлого года. Видео, в котором глава УИК рассказывает о давлении местных властей на председателей участковых комиссий, было размещено на странице "Лиги избирателей" в социальных сетях.
По словам Колпаковой, 4 декабря, после сдачи контрольных соотношений в территориальную комиссию, последовал звонок с просьбой переоформить протоколы, потому что результаты не устраивают "какую-то сильную партию". Затем ее попросили приехать в здание райсобеса. Прибыв на место, женщина обнаружила там других председателей участковых комиссий, которых тоже вызывали из администрации. Всем им было предложено провести "корректировку протоколов".
Ирина Колпакова попыталась объяснить, что не может корректировать цифры, так как наблюдатели ушли с ее участка с копиями протоколов с реальными цифрами, к тому же они вели съемку. На это ей был задан вопрос, кто снимал и есть ли у нее имена и адреса тех, кто снимал. Председатель комиссии в итоге отказалась переписывать протокол, потому что, по ее словам, прекрасно осознавала, что "корректировка" является уголовно наказуемым действием.
На вопрос о том, как могут быть сфальсифицированы выборы при наличии веб-камер, прозрачных урн и массового количества наблюдателей, Ирина Колпакова ответила: "Элементарно. Переписыванием протоколов". И объяснила «Те кабинеты, куда сдают протоколы председатели участковых избирательных комиссий, там нет представителей других партий и кандидатов, и никто не видит, что сдают эти председатели».
Уже упомянутый член Общественной палаты Максим Григорьев косвенно подтвердил наличие проблемы. «Мы получали очень много жалоб на то, что избирательная комиссия зачитывает наблюдателям одни результаты с протокола голосования, а потом, когда те уходят, якобы отправляют в вышестоящие инстанции совсем другие результаты», - говорил он журналистам.
А вот что думает по этому поводу член Общественной палаты Волгоградской области, заслуженный работник культуры России, известный волгоградский журналист Ефим Шустерман.
- Любые усилия гражданского общества, в том числе и Общественных палат регионов, направленные на обеспечение прозрачного и честного подсчета голосов, можно и нужно приветствовать. Но ведь что приходится наблюдать? Видеозаписи тут же объявляются монтажом и провокацией, в учет при рассмотрении исков видеозаписи не принимаются, а те, кто, как Ирина Колпакова, делают соответствующие заявления, подвергаются гонениям начальства, которое, в свою очередь, подвергается гонениям своего начальства. Веб - камеры? Замечательно! Увеличение количества наблюдателей до максимально возможного их числа? Отлично! И было бы прекрасно, если бы итоги этих усилий были прямо пропорциональны заявленным целям, - говорит Ефим Шустерман.
- Но вот на днях, - продолжает он, - я услышал реплику одного из добровольцев, записавшихся в наблюдатели: так в чью пользу наблюдать будем? И мне вспомнился плакат, который в известные советские времена висел в трамваях без кондуктора: товарищи, лучший контролер - совесть пассажира. Прокомментировать? Да это я к тому, что лучшая гарантия честных выборов, - это, прежде всего закон и совесть членов избиркомов. А потому добавлю: меня лично в значительной степени сегодня беспокоит то, что в области в усиленном режиме «чистят» избиркомы.
-Зачем?- спрашиваю.
- То ли потому, что там было много «нечистых», то ли потому, что в нашей области вспомнили лозунг трамвайного депо упомянутого периода, то ли окончательно осознали: корректировка итогов выборов является уголовно наказуемым действием. А может, все намного проще: муниципальным служащим, которых в ускоренном темпе вводят в состав ТИКов и УИКов Волгоградской области, веры больше?
- А может, - в унисон собеседнику говорю я, - все как всегда: политическая цель оправдывает средства?
- А что ты имеешь в виду?- парирует Ефим Михайлович. - Выборы президента или честные выборы президента?
- Честные выборы честного президента, - отвечаю я. И вспоминаю:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
…Если избиркомы обновляют, значит это кому-нибудь нужно, - перефразировал я поэта, и поставил точку в нашем разговоре. И в сегодняшнем комментарии тоже.