Федеральная миграционная служба России выдворила из страны известную французскую публицистку и писательницу Анн Нива. В интервью НТВ Анна заявила, что приехала в Россию собирать материал для очередной книги, ездила по регионам, встречаясь с журналистами, политиками - в том числе оппозиционными — и героями будущего произведения, так начинался вчера репортаж на канале НТВ.
И дальше прозвучало такая фраза: «Когда в конце минувшей недели Нива прилетела в Волгоград, в гостинице ее ждали люди, представившиеся сотрудниками ФМС.
Анна Нива, журналист: «Они сразу представились, показали удостоверение и сказали, что хотят проверить мои документы. Проверили. Мои документы были в порядке. Но они добавили, что все-таки я нарушала. Я давным-давно планирую писать большую, толстую книгу о России. Это было, в том числе из-за этой книги».
Писательнице было предписано в течение трех дней покинуть Россию. В воскресенье она вернулась в Париж.
Дочь французских филологов-славистов, Нива несколько лет работала в Москве корреспондентом газет Liberation и Le Point и посвятила России четыре книги, в том числе «Проклятую войну», написанную в 2000-м после тайного пребывания в Чечне. Во время работы над этой книгой француженка познакомилась и подружилась с Анной Политковской. По словам Нива, столь неприятное приключение, как на прошлой неделе, с ней не происходило за все годы пребывания в России.
Волгоградские журналисты бросились обзванивать все инстанции - в надежде получить хоть какую - то уточняющую информацию. Но им пришлось согласиться с мнением автора репортажа, прошедшего на канале НТВ: « В течение дня телекомпания НТВ пыталась получить официальные комментарии ФМС, однако, до сих пор их так и не последовало.
Помня, что утро вечера мудренее, наш корреспондент решил перенести свои попытки на следующий день. Но вскоре доложил: из этого рая не вышло ни…Ничего, стало быть, не вышло. Официальных комментариев, отстаивающих «честь мундира», из ведомства тоже не последовало.
Зато сегодня утром некоторые подробности истории о том, как французская журналистка и писательница Анна Нива была выдворена из России, случилось прочесть на страницах Le Point. И тут я, что называется, сделал «большие глаза». Читаем вместе: «В прошлую пятницу в 18:00 в гостинице города Владимир, где она остановилась, ее ожидали пять человек, двое из которых представились как агенты ФМС.
Стоп, сам себе думаю, так это было в нашем Волгограде (по версии НТВ) или в древнем граде во Владимире (по версии Le Point)?Но читать продолжил -интересная ведь история.
"Все документы у меня в порядке. Но им этого было недостаточно. "Вы нарушили закон", - заявили они. Выбора у меня не было, пришлось идти с ними в отделение, откуда я вышла только к 23:00. Когда, наконец, пришел начальник, он сказал: "Судя по вашей визе, цель вашего приезда в Россию не соответствует вашей реальной деятельности". Но что это за реальная деятельность? "Вы встречаетесь с представителями оппозиции", - рассказывает журналистка.
Анна Нива пишет, что действительно провела предыдущий день с представителем либеральной партии "Яблоко", несколькими днями ранее встречалась с членами этой же партии в Петрозаводске, а также с коммунистами. "По нашей информации, в такое-то время вы были по такому-то адресу в Петрозаводске", - заявил мне инспектор, который допрашивал меня. Я поняла, что за мной следили с момента моего приезда в Карелию", - отмечает журналистка.
После четырехчасового допроса у нее прямо в отделении отобрали и аннулировали визу, взамен выдав транзитный документ, обязывающий в трехдневный срок покинуть российскую территорию. "Мне представляется сюрреалистичным тот факт, что в России любой обладатель "деловой" визы может быть вызван в отделение полиции исключительно потому, что он встречался с известными политическими деятелями. Не могу не сожалеть о том, что накануне главных политических выборов - президентских выборов 4 марта - рвение провинциальных бюрократов порождает подобные инциденты, не делающие чести новой демократической России", - резюмирует Нива.
С этим резюме я спорить не буду. Но я хочу точно знать: в каком же точно городе России все это произошло? Как говорится, имею право. А иметь право в правовом государстве это право каждого. Бывает, конечно, что по праву имеют и того, кто право имеет. Бывает. Но не хотелось бы, право же.