В Волгограде продолжается проверка по факту самоубийства 14- летней школьницы, которая накануне бросилась на землю с технического балкона 16-этажного здания. Девочка оставила предсмертную записку в стихах, в которой сообщала, что устала от жизни. Вчера же Великом Новгороде 17-летний юноша выпрыгнул из окна лестничной площадки между 8 и 9 этажами. Всего же в России с начала февраля свели счёты с жизнью не менее 15 подростков.
По факту всех инцидентов были возбуждены уголовные дела по статье 115 УК РФ («Доведение до самоубийства»). Тем не менее, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил, что количество подростковых суицидов в России не увеличилось, а просто увеличилось внимание к ним со стороны СМИ, сообщает РИА «Новости». Действительно, цифра, говорящая о том, что за последние три года 1500 детей и подростков в РФ покончили с собой, была известна и раньше. Но, так или иначе, цифра эта ужасна. Известно, что за 1953 -1985 годы в СССР покончили с собой.617 детей и подростков. Сравните: 617 - за 32 года, но в 200-250-милионной стране. И 1500 - за три, но в стране 140 -миллионной.
Павел Астахов тут же заблажил, возложив вину на родителей (несомненно), школу и Минздрав, который не удосужился до сих пор обеспечить психологами каждую школу (около половины школ их пока - к счастью - не имеют в штате) и разработать программу по профилактике суицида среди детей и подростков. Кроме того, он призвал школьных работников отслеживать соцсети, родителей - больше уделять внимания детям, психологов - чаще проводить беседы о суициде и его недопустимости, чиновников - создать на базе школ центры помощи несовершеннолетним. Его поддержали эти самые писхологи - мол, детям не к кому обратиться, дети один на один со своими проблемами, детьми никто не занимается...
Первым шагом в предложенном решении было - родители должны уделять больше внимания своим детям. Шаг был сделан очень торопливо, чтобы ответ не успели перебить новым вопросом: как? Как, сограждане? Как может уделять внимание, время, тепло своим детям мать, которая работает по 7-12 часов в сутки, чтобы обеспечить детей? А отец, который "вахтовым методом" осваивает нефтяные месторождения или сторожит склад с китайской лапшой в Москве в формате 30 дней на 30 дней? Полноте... Ни у матери, ни у отца нет времени на ребёнка. Они его и не видят почти. А если попробовать что-то изменить - недолго нарваться на "огонь" детозащитников с другой стороны: вы мало работаете, ваш ребёнок материально не обеспечен, мы его - что? - забираем...
Так начинает свои размышления на форуме информационного портала «Байкал24» один из участников дискуссии, развернувшейся по фактам многочисленных суицидов последних дней. По - своему исследуя проблему, он приходит порой к парадоксальным выводам. Но при всей спорности излагаемого, такая точка зрения, что называется, набирает обороты.
Первый вывод, на первый взгляд, весьма банален: «в эту ловушку семью загнало ГОСУДАРСТВО. Оно, родимое. Именно и только - ОНО. А теперь в качестве варианта решения проблемы открыто и бесстыже предлагает: отдайте ребёнка, на которого "нет времени", в детдом. В ту самую систему, которая на 100% поражена алкоголизмом, педофилией и инфантилизацией всех, кто попадает в её жернова. Замечательно придумано, с болью иронизирует автор, и, продолжая делиться наблюдениями, говорит: после первого шага было ещё интересней. "Ходить в походы... найти общие занятия... заинтересовать ребёнка..." - и как финал: "Но не давить на него!". Приехали. А теперь вдумайтесь в эти постулаты. Вдумайтесь старательно и внимательно», - предлагает автор, открывая такой ряд: «Не беспокоящийся. Не стремящийся к самосовершенствованию. Не желающий видеть проблем».
Получается, делается очередной вывод, что психолог умело и тщательно растит главную проблему, с которой потом он же призывает бороться: существо, не умеющее решать поставленные перед ним задачи. Ведь вся взрослая жизнь - это цикл: задача-решение, задача-решение...
У многих народов - у русских сибиряков, у буров южной Африки, у казаков, у швейцарских горцев - ещё 100-150 лет назад 7-8-летнему мальчику давали ружьё, 1-2 патрона и говорили: "Иди, добудь себе ужин." Мальчик шёл и добывал. По первости ему, впрочем, как правило, приходилось подолгу голодать по вечерам... Что, взрослые не могли его сами накормить? Им была так нужна несчастная косулька или жалкий зайчик, которых он с триумфом притащит домой?
10-12-летняя девочка наблюдала за младшими детьми. И, кстати, совсем не потому, что, мол, "больше некому" - эту функцию охотно брали на себя у многих народов пожилые опытные женщины, державшие этакий "детский сад на дому". Зачем нагружать ещё и саму-то далеко не взрослую девчонку?
А теперь представьте себе, чтобы проблемы с родителями, самоидентефикацией, инфантильностью и прочей чушью возникли у этих подросших детей. Честно попытайтесь себе это представить. Заметьте. Ни психологов, ни комиссий, ни прав, а из окон они не прыгали. И не потому, что дома были одноэтажные. Просто потому, что с раннего возраста и очень чётко усваивали себе жизненные ценности, систему приоритетов и многое-многое другое, что делает человека человеком, а не "какбыделает". Незаметно и совершенно естественно, без детозащитных истерик, без суетливой писхобеготни вокруг и шаманских плясок с педагогическими бубнами.
Нет частностей в "детском вопросе". Глупо останавливать кровотечение изо рта у человека, которому повредили сонную артерию. Невозможно победить преступность, только введя комендантский час. От того, что военную форму с помпой назвали "нано", она не станет греть лучше овчинной бекеши. Не существует всех тех "проблем", которые "обозначены специалистами". Есть только проблема: власть, - размышляет автор. Он продолжает: «власть наживы и чистогана, власть, которая лишила смысла Победу в Великой Отечественной войне, лишила смысла самоотверженный труд четырёх поколений - и лишила смысла жизнь современных детей. В первую очередь - смысла для них самих».
Вот таким обобщением заканчиваются эти непростые и сложные размышления. Но они имеют место быть, и от этого никуда не деться. Да и не надо, наверное, от них прятаться. Нужно искать и нужно находить ответы на вопросы: что же стоит за этими многочисленными самоубийствами детей? А чужих детей, как было сказано, не бывает. Не должно быть! Давайте вспомним: в России с начала февраля свели счёты с жизнью не менее 15 подростков. И 1500 - за три последних года…