Мировые инвесторы снова обрели интерес к риску, и деньги потекли в развивающиеся страны, пишет в Die Presse Эдуард Штайнер из инвестиционного фонда EPFR Global. Но России это не касается: из 14 млрд. долларов, которые с начала нынешнего года были направлены через фонд в развивающиеся страны, на долю России пришлось меньше 1 млрд. Даже в 2011 году, когда интерес инвесторов к развивающимся рынкам охладел, объем инвестиций в Россию был на две трети больше.
"Россия, в отличие от прежних времен, перестала быть фаворитом в этом списке. Она занимает лишь пятую позицию, дав опередить себя Китаю, Бразилии, Турции и Индонезии", – пишет Штайнер. По его словам, причиной тому стала не только нестабильная ситуация из-за президентских выборов, но и высокий уровень коррупции. Но главное – в России ощущается нехватка ликвидных секторов экономики для инвестиций. Все возможности для инвесторов сводятся к нефти, газу, металлам и финансам.
Зато Россия ставит рекорды по оттоку капитала за рубеж. В январе чистый отток капитала достиг 17 млрд. долларов, заявил журналистам в понедельник замминистра экономического развития Андрей Клепач. Таким образом, капитал бежит из страны гораздо быстрее, чем в конце прошлого года. Напомним, что за четвертый квартал 2011 года из России утекло вчистую 37,8 млрд. долларов, в том числе 14 млрд. долларов в декабре. После чего первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев пообещал, что в первом месяце нового года утечка будет небольшой, а потом начнется приток капитала в страну.
"Мне трудно сказать про февраль или март, но мы исходим из того, что все равно пойдет приток капитала", – передает агентство РИА "Новости" ответ Клепача на просьбу прокомментировать прогноз Улюкаева о том, что уже в феврале отток капитала может смениться притоком.
Молчавший два дня, и видимо, собиравшийся с мыслями зампред ЦБ, отвечающий за денежно-кредитную политику, к вечеру вторника наконец прокомментировал эти цифры. "Наша оценка чистого оттока капитала за январь – 11 млрд. долларов, и если посмотреть, то цифры ноября, декабря и января очень близки, то есть, не происходит видимых изменений", – заявил Улюкаев. Но тут же поправился, что "это пока оценка, уточнение последует".
И правильно сделал, потому что данные Минэкономразвития, ориентированные на платежный баланс, могут оказаться гораздо более точными – у ведомства есть сведения по объемам январского экспорта и процентным платежам за рубеж, которые еще не опубликованы.
"Возможно, банки делают инвестиции по просьбе своих клиентов в краткосрочные бумаги. Так часто происходит в ситуации неопределенности, когда клиент не знает, что делать со своими деньгами, вкладывая их в короткие бумаги с низкой доходностью и меньшим риском", – передают "Вести" предположения Улюкаева, больше похожие на оправдания. Однако зампред беспокоится зря. Главной причиной того, что деньги все быстрее бегут из России, является не только и даже не столько ущербная монетарная политика Центробанка, сколько общее состояние российской экономики.
Макроэкономические показатели страны в последние месяцы находятся в плачевном состоянии. Как говорит главный экономист ФЭИ "Центр развития" Валерий Миронов: "Промышленность России заметно тормозится: в декабре темпы ее прироста составили всего 2,5 % против 9 % в ноябре. Прирост промышленного производства со снятой сезонностью, по нашим оценкам, составил в декабре лишь 0,1 % против 0,4 % в предшествующие два месяца. Динамика производства в автомобильной промышленности – важном индикаторе общепромышленной конъюнктуры – тоже продолжает замедляться. В декабре темпы ее прироста год к году составили 18,8 %, тогда как еще недавно достигали 40–50 % в годовом выражении".
"При этом торможение промышленности является индикатором предстоящего общеэкономического замедления. Россия и так уже не демонстрирует опережающих темпов роста, как это было в предкризисные годы, а за 2010-2011 годы она смогла лишь компенсировать провал 2009 года, когда ВВП страны сократился почти на 8 %", – констатирует эксперт.
По оценкам МВФ, в 2011 году Россия по объему ВВП в 1,9 трлн. долларов занимала девятое место в мире, а вот по темпам роста ВВП – 4,3 % по отношению к 2010 году. Наша страна оказалась лишь в середине полного списка стран мира – на 87 месте из 182. В БРИКС Россия по этому показателю находится позади Китая (9,5 %) и Индии (7,8 %), однако впереди Бразилии (3,8 %). Но Бразилия во время кризиса сумела переориентироваться на внутренний рост, избежав серьезного падения экономики, чего не скажешь о России. Особенно обидно, что целый ряд стран, которые имеют сопоставимый с Россией или даже более высокий уровень ВВП на душу населения, что является естественным ограничителем роста, имели в 2011 году гораздо более высокие темпы роста экономики, чем Россия.
С такими темпами роста серьезно продвинуться в списке крупнейших экономик мира, как этого хочет российская власть, будет практически невозможно, считает Валерий Миронов. Ведь Россия серьезно отстает от своих ближайших конкурентов – Италии с ее 2,2 трлн. долларов ВВП, а также Великобритании и Бразилии, которые имеют ВВП примерно по 2,5 трлн. долларов.
Как утверждают некоторые аналитики, одной из причин январского оттока капитала стало укрепление курса рубля, хотя и очень слабое – всего лишь на 0,6 % к "расширенной" корзине валют всех торговых партнеров России. Дескать, экспортеры придерживали валюту, ожидая более выгодного курса. К тому же, по их словам, увеличить покупку валюты могло население, воспользовавшись передышкой в виде укрепления рубля. Называют аналитики еще и технический фактор: экспортеры, которые в конце года получают значительную часть выручки по контрактам, просто не успели ввезти ее в страну.
Но все эти "причины" вряд ли могли дать такой рекордный результат "капитального бегства" в нынешнем году, ведь по сравнению с январем прошлого года чистый отток валюты вырос почти на 9 млрд. долларов. "Столь сильного и продолжительного бегства капитала из России на протяжении пяти месяцев подряд – с сентября 2011 года по январь 2012 – не было со времен финансового кризиса 2008 года", – приводят "Ведомости" слова эксперта ЦМАКП Олега Солнцева.
По информации Банка России, в прошлом году чистый отток составил 84,2 млрд. долларов, из которых больше половины – 51,6 млрд. долларов – убежали из страны начиная с сентября. И если добавить к этим цифрам январский результат, то получится астрономическая сумма в 101 млрд. долларов или более 3 трлн. рублей – почти 6 % ВВП, которые Россия потеряла "вчистую".
При этом, по оценке ЦМАКП, примерно четверть оттока обеспечили три ведущих госбанка – "Сбербанк", ВТБ и ВЭБ, которые кредитовали российские "дочерние" компании, зарегистрированные за рубежом, "из-за ухудшения условий финансирования на внешнем рынке". Кроме того, по данным первого вице-премьера Виктора Зубкова, две трети этого чистого оттока денег – около 2 трлн. рублей – были выведена из страны "с признаками отмывания".
Как заявил Клепач на банковском форуме в Лондоне, "общий положительный финансовый счет", то есть приток капитала Минэкономразвития ожидает не раньше 2013-2014 годов.
Однако, как пояснил Улюкаев на форуме в Давосе: "Сама по себе эта цифра не значит ничего. За ней скрывается пласт очень разных экономических отношений. Одно дело прямые инвестиции, другое – портфельные, третье – сфера денежного рынка. Излишняя зацикленность на статистической цифре притока-оттока капитала нерациональна. Содержательно имеет значение состояние прямых иностранных инвестиций. Я не думаю, что в ближайшие месяцы с ними произойдет какой-то перелом".
И, судя по словам западных инвесторов, так оно и есть. "Существует опасность того, что Путин и впредь будет не самым ярым сторонником реформ и продолжит делать ставку на цену на нефть, несмотря на то, что стимулируемая потреблением экономическая модель срочно должна получить новый инвестиционный импульс, чтобы быть более устойчивой к внешним потрясениям", – пишет Штайнер в Die Presse. И это далеко не единственное подобное мнение зарубежных инвесторов.
В любом случае, как утверждают российские эксперты, никаких условий не только для разворота тренда – чистого притока капитала в страну, но даже для значительного сокращения оттока пока не наблюдается. Они ожидают по итогам года еще не менее 60 млрд. долларов "чистых потерь" российского ВВП. Правда, министр финансов Антон Силуанов оптимистично прогнозирует, что утечка сократится вдвое – до 40 млрд. долларов, а первый зампред Улюкаев обещает, что по итогам 2012 года отток капитала вообще сравняется с притоком. Но, как говорят в России, обещанного три года ждут, то есть как раз до 2014-го.