Даже самый иссушенный знаток законодательства Росси на этот вопрос ответит однозначно: нет у этих городов никакого особого статуса. Если не считать, конечно, права в установленном порядке проводить военные парады и праздничные салюты по определенным датам и определенном количеством залпов. Красивое это зрелище, что и говорить. Но даже на эти, завоеванные кровью защитников городов- героев, преимущества, которые молодежью воспринимаются скорее как льготы по отношению к остальным городам страны, средства выделяются из местных, а иногда, в качестве помощи нищим городам - как своеобразное пособие - из региональных бюджетов.
Вопрос об особом статусе городов Российской Федерации, имеющих высшую степень отличия - "город-герой", поднимается на разных уровнях не впервые. В 2002 году, когда отмечалось 70-летие Сталинградской битвы, его инициировали представители Волгограда. К этой теме в последующие годы возвращались и депутаты Волгоградской областной думы - и не довели дело до конца. И все потому, что определенные политические силы чаще всего связывали установление статуса с непременным возвращением Волгограду прежнего названия - город Сталинград.
Напомним, что почетное звание "город-герой" было присвоено нескольким городам сразу же после окончания Великой Отечественной Войны. В приказе верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Официально же их статус был закреплен только в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР.
В том же году почетного звания были удостоены Киев, Москва, Брест (крепость - герой). В последующие годы еще 6 городов получили почетный статус. Это - такие города , как Керчь (1973 год), Новороссийск (1973 год), Минск (1974 год), Тула (1976 год), Мурманск и Смоленск (1985 год).
И вот сегодня, как говорится в сообщении, распространенном пресс- службой правительства Тульской области, губернатор региона Владимир Груздев высказал предложения по разработке нормативных актов, определяющих статус города-героя Российской Федерации. Это произошло на его встрече с руководителем администрации президента РФ Сергеем Ивановым.
Дело в том, мотивировал Владимир Груздев, что в федеральном законе о почетном звании Российской Федерации "город воинской славы" не прописан особый статус городов-героев, который устанавливал бы его правовые и организационные основы. Сегодня звание города-героя, по сути, не дает городу никаких особых преференций. По мнению активистов тульских ветеранских организаций, города, имеющие высшую степень отличия, могут претендовать на дополнительное финансирование из федерального бюджета. Например, на выделение субсидий, направляемых на сохранение и развитие военно-исторического и культурного наследия, воинских мемориалов и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной и свидетельствующих о героическом прошлом.
Тут уместно будет напомнить, что 6 лет назад с аналогичным предложением выступал и предшественник Владимира Груздева, Вячеслав Дудка, обращаясь в федеральные органы власти от имени тульских ветеранов. Кстати, уместно напомнить и такой факт: в Белоруссии принят и уже действует закон о статусе Бресткой крепости и города-героя Минск. Думается, установления статуса требуют и «Города воинской славы», к которым в Волгоградской области относится Калач- на- Дону, в окрестностях которого сомкнулось победоносное кольцо Сталинградской битвы.