Мемориал «Россошки» как наша общая трагедия

В предстоящий вторник в Волгограде, на Мамаевом кургане, состоится митинг, посвященный открытию экспедиции «Вахта Памяти – 2012». В митинге примут участие волгоградские школьники, студенты, ветераны Великой Отечественной войны, члены поисковых отрядов из таких городов как Волгоград, Волжский, Михайловка, Нижневартовск, Нижний Новгорода, а также из Московской, Челябинской, Ленинградской, Самарской, Астраханской, Тюменской областей, Ставропольского и Красноярского краев, Республики Марий Эл.

На митинге будут подведены итоги первого этапа «Вахты памяти-2012». Он стартовал 25 апреля. В течение 14 дней представители поисковых отрядов из 18 регионов страны вели поисковую работу на территории Волгоградской области. Завершится митинг торжественной церемонией возложения памятной гирлянды и цветов к Стене памяти и воинской доблести. Организаторы мероприятия - «Центр патриотической и поисковой работы» комитета по делам молодежи Волгоградской области и Волгоградская региональная молодежная общественная организация «Поиск».

Напомним, что только за последние 16 лет участники «Вахты памяти» нашли в Волгоградской области станки почти 20 тысяч бойцов и командиров, установлены имена более 650 красноармейцев. Но находки военных лет представляют ценность не только для участников поисковых отрядов. Для «чёрных копателей» любая боевая реликвия – всего лишь товар. Наименьшим спросом на чёрном рынке антиквариата пользуются именные медальоны погибших бойцов, и от них избавляются, в то время как в архивах сотни тысяч солдат все еще числятся без вести пропавшими. В Европе действуют законы, сурово карающие «чёрных археологов». У нас в России их называют жестче и точнее: «черные копатели».

Главная проблема в том, что ни один федеральный закон не дает четкого ответа на вопрос: кто должен координировать и контролировать деятельность поисковиков? А раз нет контроля, быть поисковиком может любой, кого зарегистрирую в органах юстиции. А вот проследить, где, когда и – главное – как работают эти организации, очень сложно. Вот почему не так уж редки случаи, когда и сотрудники ГУ МВД по Волгоградской области, и сотрудники ФСБ задерживают «черных копателей», которые , называя себя поисковиками, добывают оружие, технику, боеприпасы периода Второй мировой войны, делая на этом большие деньги.

Например, в прошлом году, в преддверии годовщины Победы, в Серафимовичском районе была пресечена попытка вывоза на продажу танка «КВ», который «черные копатели» подняли из водоема, рядом с которым в годы войны шли танковые бои. В начале мая 2010 года под Волгоградом «черные копатели» извлекли из земли 100- килограммовую бомбу периода войны, а осенью один из них «нарыл» почти 7 тысяч патронов калибра 9ммот немецкого пистолета марки «Парабеллум».

А весной начинается целое паломничество на поля сражений, на безымянные могилы, на водоемы тех мест, где шли бои. Все сложнее обеспечить сохранность и безопасность трофеев Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны, экспонатов исторических музеев и оградить их от проявлений вандализма. По имеющимся сведениям, большое количество единиц военной техники и оружия поднимается нелегально и вывозится за пределы региона. Ветераны и организации, занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи, очень обеспокоены этой ситуацией.

Да, определенные меры наказания за подобные действия предусмотрены законодательством об административной ответственности. Но в Ростовской области, например, в эти дни активно обсуждается проект регионального закона о поисковой деятельности. Он должен определить более четкую координацию всей работы всех структур, всех органов власти, которые в этом заинтересованы - от муниципальных властей до федеральных структур. В законе планируется использовать опыт Ленинградской области, а также регионов ЮФО - Краснодарского края и Волгоградской области.

Так, в прошлом году в Волгограде, на базе ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», прошло совещание по вопросу организации поисковой работы на территории Волгоградской области, а также законности, сохранности и использования трофеев времен Великой Отечественной войны при проведении массовых мероприятий.

В ходе обсуждения были предложены конкретные меры по решению обозначенных проблем. Было решено, что депутаты областной думы разработают законодательную инициативу о том, чтобы все военные реликвии оставались на территории области и передавались музеям. Для того, чтобы найденные свидетельства боев - орудия, танки, боеприпасы - по ошибке не были признаны опасными, уничтожены либо отправлены на переплавку, было решено создать экспертный совет. Его задача - принятие решений о судьбе военных трофеев. Ведь помимо того, что единицы боевой техники могут стать музейными экспонатами и использоваться для воссоздания картины боевых действий, они способны послужить бесценными источниками информации: военная техника персонифицирована, что позволяет восстановить имена сражавшихся с ее помощью защитников.

Возникает вполне закономерный вопрос: восстановят имена, а что дальше? Ведь сегодня проблема сохранения отдельных могил участников войны, известных и малоизвестных памятников и даже мемориалов продолжает обостряться. Например, в той же Волгоградской области находится 780 историко-мемориальных объектов, посвященных Великой Отечественной войне. Но как показала инвентаризация памятников, которая проводилась в 2009-2010 годах, 212 военных памятников не имеют собственников. Когда-то их содержали предприятия, колхозы и совхозы. Однако с изменением экономических отношений многие монументы оказались ничейными - и таковых с каждым годом становится все больше.

Недавно эта ситуация рассматривалась на заседании совета Общественной палаты Волгоградской области. Дело в том, что по закону собственник памятника обязан и следить за его состоянием. Однако уход за мемориалами обходится в колоссальные суммы. И если обеспечить благоустройство территории вокруг памятных мест муниципалитеты еще в состоянии, то выполнять затратные работы по их реставрации им не под силу.

Другая сложность связана с памятниками, которые оказались за пределами населенных пунктов. На сегодняшний день в области около 80 таких объектов и время от времени поднимается вопрос об их переносе на территорию городов или поселков. По закону это допускается. Но все это опять же требует немалых средств. По предварительным подсчетам, региону для сохранения военных памятников в общей сложности необходимо несколько миллиардов рублей.

В прошлом году на уровне правительства России была принята концепция сохранения объектов, посвященных Великой Отечественной войне. В соответствии с ней на условиях софинансирования из федерального бюджета должны выделяться средства на сохранение и реставрацию памятников. По данным министерства культуры Волгоградской области наш регион, входивший в зону боевых действий, должна получить эти средства одной из первых. Заявка области составляет около 300 миллионов. Но на дворе уже май, очередная годовщина Победы, а ответа на вопрос: деньги из федерального бюджета на обозначенные будут выделяться или уже выделены?- все еще нет. Такая вот в нашей стране практика…

С ней очень хорошо знакомы сотрудники известнейшего далеко за пределами Волгограда мемориального комплекса «Россошки». Оно разделено на две части. На одной захоронены солдаты вермахта на другой - солдаты Красной Армии. И те, и другие сложили свои головы в Сталинградской битве. Кто бывал на этом мемориале, то может сравнить, в каком состоянии находится кладбище немецких солдат и офицеров, а в каком - наших солдат и офицеров. И, конечно же, не сотрудники мемориала в этом виноваты- без них здесь давно бы все быльем поросло.

Совсем недавно нынешний губернатор Сергей Боженов, даже не побывав на этом месте, назвал в беседе с журналистами эту часть мемориала национальным позором России. Вчера он, вместе с депутатами областной и городской дум, посетил мемориальный комплекс «Россошки». Как говорится в официальном пресс- релизе, «чтобы привлечь общественное внимание к состоянию мемориала, который нуждается в реконструкции».

Губернатору показали территорию памятного места и рассказали о тех проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники мемориала. Одна из них – отсутствие ограждения военного кладбища. Оно необходимо для того, чтобы уберечь территорию и памятники от возможных посягательств.

Еще одна проблема – водоснабжение. На территории кладбища много растительности, деревьев и кустарников. Однако из-за отсутствия современной системы полива они засыхают на корню, и часть мемориала - часть нашего мемориала - всегда выглядит как театр боевых действий периода Сталинградской битвы.

Говорили сотрудники военно-мемориального кладбища «Россошки» и об отсутствии современного офисного помещения. Администрация россошинского музея ютится в вагончиках. Сюда невозможно пригласить членов делегаций, в том числе и иностранных, которые приезжают на экскурсии. Говорили о том, что нередко найденные останки солдат прихлдится подолгу хранить в целлофановых мешках, под открытым небом, поскольку условия не позволяют делать соответствующим образом.

Губернатор Сергей Боженов дал поручение главе Городищенского района Тимуру Курдюкову разработать проектно-сметную документацию по строительству современного офиса и санитарных комнат. Помощь мемориалу окажут и областные власти. «В этом году мы выделим средства из внебюджетных источников для того, чтобы смонтировать ограждение и систему полива, - отметил глава региона. – Кроме того, решим вопрос по строительству часовни на территории военно-мемориального кладбища. Все эти работы должны быть завершены к 2015 году, когда мы будем праздновать 70-летие Великой Победы», - говорится в пресс-релизе. В нем подчеркивается, что инициативу губернатора поддержали региональные и городские парламентарии, посетившие мемориал.

И как тут не вспомнить, что этот мемориал в «Россошках» многократно посещали и предшественники нынешнего губернатора, и предшественники нынешних депутатов. Сколько делегаций здесь побывало, сколько красивых и правильных слов здесь было сказано, сколько клятв слышало это мемориальное кладбище, которое по меткому замечанию Сергея Боженова, превратилось в национальный позор России.

Волгоградской области, замечу, тоже, но как составной части страны, где в течение почти 70 лет так и не появилось федеральных законов, четко регламентирующих ответственность властей за сохранение и поддержание в достойном состоянии могил тех, кто сражался за СТРАНУ.

Да, за отельный дом, за отдельный хутор, станицу, город, область тоже. Но в целом - за Страну. И нельзя оценивать иначе. Нельзя быть манкуртами. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Их, солдат, породнила война. Затем их навеки породнила земля, за которую они сложили головы. А мы все твердим: денег нет на то, чтобы, как в случае с мемориалом «Россошки», смыть национальный позор.

И этот пример - далеко не единичен. И это уже - наша общая трагедия, которая через годы обернется большой бедой. Да что там, через годы - беда уже стучится в наши дома! И если мы будем вспоминать о разрушенных могилах солдат Великой Победы в дни подготовки к ее юбилеям, если не решим проблему сохранения памятников и мемориалов на общегосударственном уровне, то может случиться так, что через десяток лет о самой Победе почти никто и не вспомнит. И митинг, который пройдет завтра на Мамаевом кургане, пусть в очередной раз напомнит всем нам об этом. И праздничные мероприятия, которые, как всегда, пройдут в Волгограде и области ярко и красочно, пусть тоже напомнят нам об этой трагической части истории Победы. Той, которая одна на всех. Мы за ценой не постоим?

Ефим ШУСТЕРМАН,
член Общественной палаты Волгоградской области
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий