Судя по всему, власть и не собиралась выполнять свое обещание о прямых выборах губернаторов. По сообщению Центризбиркома, осенью этого года прямые губернаторские выборы могут состояться в четырех регионах страны – Амурской, Белгородской, Брянской и Новгородской областях. Однако при этом совершенно не скрывается тот факт, что выборы пройдут лишь в том случае, если руководители этих субъектов Федерации не будут переназначены уже сейчас. Именно эта примечательная оговорка и описывает кратко, но точно суть происходящего процесса – фактического отказа власти от одного из своих главных обещаний. Ведь еще месяц-другой назад предполагалось, что выборы губернаторов в новом формате пройдут примерно в десятке российских регионов.
Напомним, что законопроект о восстановлении процедуры прямого голосования населения за региональных руководителей внес в Госдуму бывший президент Дмитрий Медведев, а первым эту идею огласил Владимир Путин. Еще за неделю до финального медведевского Послания Федеральному Собранию, он в своем телеобщении с гражданами страны 15 декабря 2011 года объявил, что губернаторы теперь будут избираться. Более того, когда один из ведущих этого телеэфира переспросил Путина, правильно ли он понимает, что речь идет именно о прямых выборах, премьер ответил: да, речь идет именно об этом. Заметим, что переспросить Путина надо было обязательно, потому что он очень подробно говорил, какой должен быть президентский фильтр для губернаторов, а о самих выборах ничего конкретного не сказал.
Напротив, в законопроекте Медведева процедурные избирательные вопросы были прописаны довольно подробно, а о президентском фильтре было сказано мало. Впрочем, весь ход рассмотрения этого проекта в Госдуме оказался затем историей о том, как дезавуировался главный его смысл – то есть, те самые прямые выборы. Поначалу из Кремля шли комментарии о том, что консультации по кандидатам в губернаторы между президентом и партиями, их выдвигающими, будут исключительно формальными, и никаких правовых последствий они иметь не будут. Однако затем Совет Федерации стал настаивать на том, что так не должно быть, что консультации обязательно должны заканчиваться каким-то итогом. Сенаторы предложили дать президенту право отбирать кандидатов через рекомендации: дескать, вот этот понравился, а в этом я несколько сомневаюсь. Но потом федеральная власть, судя по всему, решила, что такой механизм возлагает на нее слишком большую ответственность. А главное – слишком грубо подменяет прямые выборы глав регионов неким завуалированным назначением. И тогда, якобы по инициативе региональных и местных властей, был придуман некий муниципальный фильтр.
В конце концов, именно данная конструкция и была закреплена в законе: кандидат в губернаторы должен получить предварительное одобрение какого-то – от 5 % до 10 % – количества депутатов муниципальных собраний и избираемых населением мэров. Думская оппозиция с этим механизмом не согласилась. Например, фракция "Справедливой России" последовательно отказывалась одобрить и президентский, и муниципальный фильтры, объясняя, что такое недоверие избирателям со стороны власти недопустимо. Что нельзя прописывать в законе о прямых выборах нормы, которые по сути превращают эти выборы в свою полную противоположность и еще больше отчуждают власть от народа.
Однако дело было не только в обсуждении очередного закона, имитирующего провозглашенные Дмитрием Медведевым политические реформы. Параллельно этому началось масштабное переформатирование губернаторского корпуса. Сначала, напомним, оно шло под благовидным предлогом соблюдения законодательных норм. Скажем, когда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев был переназначен на свою должность указом президента Медведева, именно глава государства и объяснил, что по-другому он поступить просто не мог. Мол, срок полномочий Ткачева заканчивался, и регион оставался без руководителя...
Однако оппозиция сразу же заметила, что думские процедуры законодательного установления прямых выборов губернаторов как-то подозрительно затягиваются. "Единая Россия", которая не раз демонстрировала, как молниеносно она может принимать нужные власти законы, на этот раз действовала крайне медленно. Не быстро прошло первое чтение, перед вторым долго собирали парламентские слушания, потом опять же в замедленном темпе готовилось второе чтение. А все это время, чуть ли не несколько раз в неделю из того или иного региона приходили новости: губернатор ушел в отставку, назначен другой глава администрации. Смоленская и Костромская области, затем Ярославская область и Пермский край, потом Ставропольский край. Замена руководителя Ставрополья, кстати, пришлась на 2 мая – день, когда Медведев и подписал закон об избрании губернаторов населением.
И вот после принятия закона о возвращении губернаторских выборов Госдумой стало окончательно известно, что этот документ вступит в силу с 1 июня. И что на осенний день голосования пойдут те главы субъектов Федерации, чьи полномочия истекают в течение 2012 года. И тогда власть отбросила уже всякое стеснение. Показательный пример – Самарская область. Регион, где у "Единой России" и губернатора Владимира Артякова были не слишком сильные позиции. И где мог появиться такой губернатор, который, не исключено, попробовал бы что-то изменить в той социально-экономической модели развития области, что контролируется сегодня московскими финансовыми группами.
Однако Артяков был отправлен в отставку. Заодно была решена и проблема Мордовии, глава которой Николай Меркушкин давно стал притчей во языцех всей российской оппозиции, неоднократно обвинявшей его в массовых фальсификациях как региональных, так и федеральных выборов. Меркушкин теперь возглавил Самару, где он уже пообещал навести порядок в избирательных кампаниях. А в Мордовии на пять лет уселся новый руководитель, так что и там выборов губернатора народу еще долго не видать.
Ну, и до кучи поменяли еще руководство Ленинградской области и республики Бурятия, в отставку отправлен также глава Свердловской области Александр Мишарин. Эти регионы еще недавно назывались экспертами, как потенциальные места губернаторских избирательных кампаний. То есть политика дезавуирования главного политического предвыборного обещания Путина растет и ширится. Заменяются уже даже руководители тех российских регионов, которым нужно было идти на выборы в следующем году, а то и позже. Судя по тому, что происходит в стране, вывод можно сделать только один: власть с самого начала не собиралась выполнять своих обещаний.