Более 15 часов понадобилось сотрудникам нескольких пожарных частей, чтобы погасить пожар, который разгорелся на левом берегу Волги напротив речного вокзала Волгограда. На площади около двух гектаров горели сухостой и мусор городской свалки соседнего Краснослободска Среднеахтубинского района в черте всемирно известной Волго- Ахтубинской поймы.В пресс-службе регионального управления МЧС отмечали, что так долго не удавалось потушить пожар «из-за большой глубины его залежа».
По сведениям ГУ МЧС России по области, на территории региона за 4 месяца 2012 года зарегистрировано 1709 (АППГ – 1584) возгораний сухой травы и мусора на открытой территории. Наибольшее количество природных пожаров произошло в г. Волгограде (981), г. Волжском (116), Среднеахтубинском (104), Городищенском (92) и Светлоярском (73) районах. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, значительно возросло количество ландшафтных пожаров на территориях Николаевского (с 1 до 17), Быковского (с 1 до 9), Нехаевского (с 1 до 7), Старополтавского (с 3 до 13), Суровикинского и Чернышковского (с 5 до 10 и с 2 до 4 соответственно) районов.
Основной причиной пожаров является возгорание мусора, сухой травы, камыша. Вместе с тем, данные условия и причины остаются вне поля зрения органов местного самоуправления города, не принимающих достаточных профилактических мер, способных ликвидировать угрозу массовых возгораний.
Эти факты и выводы были озвучены в тот же день и почти в те же часы, когда над Волгоградом завис столб дыма высотой в несколько десятков метров - горела та самая свалка. И это хорошо было видно из окон областной прокуратуры - в Волгограде проходило совместное заседание коллегий прокуратуры региона и ГУ МЧС по Волгоградской области. Обсуждался вопрос обеспечения требований законодательства о защите лесов и населенных пунктов от природных пожаров.
На заседании с докладами выступили начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии Владимир Чернышов, начальник управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по области Михаил Симонов. Результаты проверки прокуратуры показали, что, несмотря на проводимую органами государственной власти и местного самоуправления работу, в целом ситуация, связанная с обеспечением надлежащей противопожарной защищенности лесов и населенных пунктов, остается сложной.
Подведомственное комитету лесного хозяйства области СГБУ «Волгоградский лесопожарный центр» в полной мере не готово к ликвидации лесных пожаров на территории региона в пожароопасный период 2012 года, отсутствуют в необходимом количестве силы и средства, способные обеспечить эффективное тушение лесных пожаров. В ряде подразделений учреждения техника находится в неисправном состоянии, штатная численность мобильных лесопожарных бригад в полной мере не укомплектована, отсутствуют в необходимом количестве противопожарный инвентарь и средства связи (радиостанции), предназначенные для оперативного обмена информацией при тушении лесных пожаров.
Негативным явлением, способствующим быстрому распространению огня в случае пожара, являются многочисленные горельники, имеющиеся на территории области. По сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2012 на территории области расположено 18 137 га гарей в границах всех лесничеств области. Таким образом, огнем уничтожено практически 4% лесных насаждений региона. Наибольшая площадь горельников зарегистрирована в Арчединском лесничестве (Фроловский район) – 7453 га, Серафимовичском лесничестве – 1989 тыс. га, Михайловском лесничестве – 1738 га, Камышинском лесничестве – 1146 га и Урюпинском лесничестве – 1132 га.
Комитетом лесного хозяйства области и подведомственными ему учреждениями контроль за соблюдением условий договоров аренды лесных участков в части мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется ненадлежащим образом. Арендаторами лесных участков повсеместно допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, вместе с тем, данные факты остаются без реагирования со стороны учреждений, подведомственных Комитету лесного хозяйства области.
Неэффективна работа Комитета по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений лесного законодательства. В минувшем году результативность проведения проверок составила 26%, в 1 квартале 2012 года – 0. На протяжении последних лет работа по планированию деятельности Комитета вызывает существенные нарекания. За период 2011-2012 г.г. в плановом порядке сотрудниками Комитета охвачено лишь 25,5 % из общего количества субъектов предпринимательской деятельности, использующих лесные участки.
Во время обсуждения ситуации, складывающейся в регионе, неоднократно подчеркивалось , что органами местного самоуправления должным образом не реализуются полномочия по охране населенных пунктов от природных пожаров. Во многих поселениях отсутствуют противопожарное водоснабжение, системы оповещения людей о пожаре, опашка защитными полосами, первичные средства пожаротушения, подъезды и площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, своевременно не убираются горючие отходы, мусор, сухая трава, не проводится работа с населением в части пропаганды противопожарных мероприятий и др.
В апреле-мае текущего года в ходе проверок соблюдения законодательства о пожарной безопасности выявлены многочисленные нарушения в деятельности практически всех районных администраций города. Территории Ворошиловского, Дзержинского, Кировского, Красноармейского, Советского, Тракторозаводского районов Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также множество участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, не очищены от мусора, сухой травы, камыша. В отношении должностных лиц администраций возбуждены административные производства, в суд предъявлены исковые заявления о понуждении устранить названные нарушения.
Не отвечает нормативным требованиям и противопожарное состояние городских лесов, расположенных в границах Волгограда, находящихся в муниципальной собственности и переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Горэколес». Территории лесничеств не очищаются от мусора, сухостоя, чем создаются предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации не только в лесах, но и в населенных пунктах.
Органы местного самоуправления формально подходят к формированию резервов финансовых и материальных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных и с природными пожарами, - таким был один из выводов, сделанных по итогам обсуждения вопроса. Еще один из выводов, который, как говорится в официальном сообщении пресс- службы прокуратуры области, был сделан по итогам совещания, таков: работа подразделений надзорной деятельности ГУ МЧС России по области не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
По результатам заседания принято решение, нацеленное на повышение эффективности прокурорского надзора и выработку дополнительных мер по предупреждению пожароопасных ситуаций в регионе, - говорится в сообщении.