Как учебник может сделать вашего ребенка инвалидомК новому учебному году готовятся не только школьники, но и их родители. К тому же сейчас горячей порой является время для подпольных типографий и правоохранительных органов, отслеживающих незаконную деятельность.

Так, весной этого года был вынесен приговор «книжному пирату» в Лефортовском суде Москвы. И в то же время полицейские разоблачили новые случаи торговли контрафактными изданиями на территории Чечни. Как сообщает «Кривое зеркало» со ссылкой на «Аргументы недели», за последние несколько лет в России удалось конфисковать более 700 тыс. экземпляров поддельных учебников, возбудить 6 уголовных дел по статьям «Мошенничество», «Нарушение авторских и смежных прав».

И эти цифры всего лишь вершина айсберга. Сколько сейчас подпольных типографий готовятся вместе с детьми и их родителями к новому учебному году, выпуская учебные пособия для детей на некачественной бумаге, неизвестно.

При этом официальные издательства теряют миллионы рублей, а авторы – гонорары за свою работу. Однако главными жертвами здесь все-таки становятся дети.

Корреспонденты выяснили, что учебник-подделка на первый взгляд от оригинала ничем не отличается, только весит немного больше из-за дешевого толстого картона. На странную расплывчатость иллюстраций и нечеткость текста вряд ли кто обратит внимание.
Специалисты Государственного научного центра здоровья детей РАМН решили провести свою экспертизу контрафактных учебников и выяснили, что опасность подобной продукции вовсе не вымысел.

Подобная дешевая некачественная печать может вызвать у юного школьника повышенное зрительное утомление, способствовать развитию близорукости и даже искривлению позвоночника. А содержащийся в обложке формальдегид становится потенциальным источником пищевого отравления. Официально использование такой опасной для здоровья детей литературы в школе запрещено федеральным законом.
Но закона, который бы запретил безграмотные учебные пособия, пока, к сожалению, никто не придумал. Так, в прошлом сентябре Общественная палата РФ запустила проект «Народная экспертиза учебников». Родители и педагоги тогда же принялись искать этические, фактологические ошибки и за год прислали более 300 жалоб.

Один из громких скандалов разразился год назад по поводу учебника обществознания для учащихся восьмых классов. Его авторы объясняли детям, из-за чего человек с тяжёлым психическим заболеванием не является личностью.

Безусловно, на сегодняшний день процесс образования детей отличается от того, как учились ещё 10–20 лет назад, и учебник – не единственный источник информации. Но он играет своего рода роль компаса, определяющего первичную образовательную траекторию школьника. Это своего рода фундамент государственной политики, основы национальной безопасности.

Пока же чиновники вместе с родителями и учителями продолжают биться с издателями над проблемой повышения качества школьных знаний. Но в то же время не менее остро стоит вопрос количества. Современная практика показывает, что учебников на всех не хватает. Но при этом напечатать их не самая большая проблема.

Так, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., дети должны получать учебники по базовым дисциплинам бесплатно. На эти благие цели в бюджет РФ в 2016 году было заложено свыше 4 трлн рублей. Во многих регионах, таких как Москва и Санкт-Петербург дефицита в книгах практически нет, там работа по обеспечению школ учебниками отлажена. Вся необходимая литература из необходимого перечня попадает туда централизованно, доходя до каждой школы в соответствии с потребностью.

Местные министерства и департаменты образования провели мониторинг по школам и выяснили сколько, каких учебников нужно, закупив их напрямую у издательств. Глава федерального ведомства в сфере образования Дмитрий Ливанов недавно назвал 12 регионов, в которых обеспеченность бесплатными учебниками на сегодняшний день менее 60%. Среди них Калмыкия, Бурятия, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Забайкальский и Ставропольский края. Проблемные территории министр назвал на партийной площадке «Единой России», их главам дал время подумать и найти пути решения. В этих регионах школам дана свобода в закупке учебников.

Однако у них зачастую либо не хватает денег, либо строгой системы планирования и учёта. Закон при этом не запрещает брать литературу у посредников, если книга входит в федеральный перечень. Отсюда вместо 300-400 рублей они могут обходиться школе вдвое, а то и в разы дороже.

Таким образом, если у школы с деньгами возникают определенные трудности, то учителя всегда могут обратиться за помощью к родителям. Чаще она добровольная или принудительная. Но так каждая среднестатистическая семья вынуждена потратить на книги для своего чада от 3500 до 5000 тыс. рублей. А между тем этих денег хватило бы родителям на закупку литературы, необходимой для дополнительного развития детей, их интересов и талантов. Получается, что пиратский бизнес, штампующий некачественные учебники для детей, просто заполняет собой просчеты чиновников.

По мнению экспертов, побороть мошенников можно, но необходимо сделать так, чтобы все школьники были обеспечены учебной литературой – не менее важная задача. Так как помимо вреда здоровью, некачественная литература наносит вред психологии гражданина и человека. Решать эту проблему должны все вместе, и государство, и педагоги, и издатели, а также правоохранители совместно с родителями.

ФОТО:Globallookpress



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий