Преподаватель ОБЖ майор в отставке рассказал о недостатках современного обучения основам безопасности жизни и прокомментировал сложившуюся ситуацию в Кемерово, повлекшую смерть 64 человек.
Интернет-газета «Кривое зеркало» пообщалась с майором в отставке о том, чему сейчас учат в школе детей на уроках ОБЖ и можно ли было избежать жертв в ТЦ «Зимняя вишня».
Илья Федорович Лопатин, преподающий основы безопасности жизнедеятельности с начала 80-х, рассказал о недостаточном количестве часов, выделенных на изучение его предмета.
- В разных школах по разному относятся к предмету ОБЖ и соответственно используется разная программа. Где-то занятия по основам безопасности жизнедеятельности начинаются с 5 класса, а где-то с 7-го. На эти занятия отводится 1 час в неделю, - рассказывает учитель.
По словам майора в отставке согласно программе, по которой преподает он, в 7 классе детям рассказывают о чрезвычайных ситуациях природного характера — пожары лесные, биологические. В 8 классе — техногенные ЧС — аварии на всех видах транспорта, на химических предприятиях, знакомят с опасными веществами, бактериологическим, радиационным, ядерным оружием. В 9 классе в большинство школ отменены занятия по ОБЖ, из-за нагруженности детей экзаменами. И это при том, что ОБЖ является одним из 8 обязательных общеобразовательных предметов. Но там, где они есть, преподаются основы военной службы — с чего начинается родина, первоначальная постановка на воинский учет, медицинская, психологическая подготовка. При военкоматах с 17 лет обучают вождению. В 10-11 классах продолжаются основы военной службы и основы военной подготовки. Раньше в 10 классе проводились пятидневные военные сборы на базе воинских частей, а сейчас они проводятся на базе школ, и это всего лишь теория. Максимум - строевая подготовка.
- Наполнение уроков зависит от преподавателя и финансирования школы. Активный учитель может постараться договориться с кем-нибудь из действующих военных, для проведения занятий. Раньше ведь ОБЖ преподавали офицеры запаса, а сейчас учитель физкультуры. Раньше в школе было специальное оборудование, макеты оружия, а сейчас этим можем похвастаться только школа, которая выиграла какой-нибудь грант. Раньше отношение к этому предмету было более серьезное, рассказывает Илья Федорович.
Преподаватель надеется, что в скором времени в думе все же рассмотрят вопрос об увеличении количества часов ОБЖ. Лопатин считает, что успех занятий заключается в общих интересах директора и преподавателя — тогда директор и нужным оборудованием обеспечит, и регулярно будут проводится мероприятия.
- Раз в квартал мы обязательно проводим учения. Моделируем действия при теракте, при химической тревоге, при пожаре. На уроках учимся делать ватно-марлевые повязки. Сначала учим учителей, они передают свои знания детям, потом во время учебных эвакуаций, дети должны смочить их водой и выбежать из школы, потратив не больше 1,5 минут на один этаж, - рассказывает учитель.
По рассказам педагога с многолетним стажем, учебная программа в советской школе сильно отличалась от программы современной.
- Тогда этот предмет так и назывался «Начальная военная подготовка» — НВП и на него выделялось по 2-3 часа в неделю, а сейчас это всего лишь раздел. На НВП не занимались техногенными ЧС. Этим занимались на классных часах. А сейчас на всю программу. Включая НВП дается мизер — час в неделю. Нужно больше часов, - считает преподаватель.
Илья Федорович рассказал, что преподавание стало его призванием совершенно случайно - пришла повестка из военкомата, что надо помочь проводить занятия.
- Это было в 84 году. Я пошел в школу, да так и остался там. А сейчас учитель ОБЖ максимум может работать на одной ставке, а чтобы получить хотя бы минимальные 15 тысяч — нужно взять на себя ведение кружка и массу дополнительных вещей, включая ответственность по ОБЖ, терроризму, охране труда и др. При этом ведение всей этой документации занимает огромное количество времени, которого у человека, имеющего семью, очень мало, - говорит Лопатин.
Илья Федорович, как человек поднатаревший в оформлении различной документации по пожарной и террористической безопасности, был шокирован результатами бездействия сотрудников ТЦ «Зимняя вишня», повлекшими многочисленными жертвы.
- Гибель 64 человек в Кемерово это результат раздолбайства и разгильдяйства на вех уровнях. Людям, которые там работали, для предотвращения жертв не нужно было быть смелыми или сильно умными. Им нужно было действовать согласно имеющимся инструкциям в чрезвычайных ситуациях. Для этого каждый из сотрудников ТЦ должен был знать как он должен поступать в конкретной ситуации. В частности охранник, который отключил сигнализацию, думая что это очередное ложное срабатывание, должен был удостовериться, что оно именно ложное — пробежаться, посмотреть и только потом отключить, отзвонившись в «пожарку». Даже учитель, который привел детей на сеанс в кинотеатр по технике безопасности не мог оставить детей там одних. Каждый, находившийся в тот момент в торговом центре, должен был быть на своем месте и выполнять свои обязанности. Поэтому халатность сверху до низу и привела к таким плачевным последствиям, - считает преподаватель ОБЖ.
Майор в отставке советует всем волгоградцам не доверять свою жизнь неизвестным людям и посещая любые заведения, будь то торговый центр или социальное учреждение, обращать внимание на то, где находятся пожарные выходы, запасные лестницы для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации суметь выбраться из здания.
- Стоит объяснить детям серьезность уроков ОБЖ в школах, ведь знания, которые могут пригодиться всего один раз в жизни, помогут спасти жизнь себе, а возможно и своим близким, - напоминает Илья Федорович, майр в отставке и преподаватель ОБЖ.
Диана Егорова
ФОТО: Globallookpress
RSS лента комментариев этой записи