Госдума РФ ратифицировала списание Узбекистану долга в объеме 864 млн долларов. Соглашение между правительствами стран было заключено в декабре 2014 года, во время визита в Ташкент российского лидера. Узбекская сторона обязалась выплатить лишь 25 млн долларов.


Наиболее примечательным моментом в данной ситуации является тот факт, что узбеки не испытывают благодарности по отношению к Москве за этот широкий жест: узбекские власти отказывались признать наличие задолженности перед Россией, возникшей в 1992–1993 годах.


В мае 1998 году узбекским парламентом было принято решение о «нелегитимности» соглашений о получении Ташкентом российских займов, а также межправительственного соглашения 1997 года о реструктуризации долга. Узбекистан сам «списал» свою задолженность, признав долг лишь в объеме 43,1 млн долларов.


«Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР», — говорится в пояснительной записке к законопроекту о списании узбекского долга.


При этом правомочность требований Ташкента по Алмазному фонду более чем сомнительна: во-первых, именно Россия взяла на себя обязательства по выплате внешнего долга СССР. При этом, известно, что республиками-донорами в составе СССР были лишь РСФСР и Белорусская ССР. Узбекская ССР являлась республикой-реципиентом, современный Ташкент не имеет права требовать «передела» советских активов, в противном случае узбекской стороне можно было бы напомнить о вкладе РСФСР в развитие узбекской инфраструктуры.
Тем не менее Исламу Каримову удалось продавить заключение невыгодного для Москвы договора, «обменяв» свои ничем не обоснованные претензии на списание 864 млн долларов.


Впрочем, представители российской власти полагают, что данное соглашение сулит России политический выигрыш. Глава думского Комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил, что после подписания данного документа будут сняты «многие вопросы, долгое время препятствовавшие нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном», а кроме того, получат развитие двусторонние политические отношения.


«Узбекистан непростой для РФ партнер — это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем в этом государстве проживает миллион наших соотечественников», — сообщил парламентарий.


То, что Ислам Каримов является непростым партнером для Москвы, — факт неоспоримый, только вот поможет ли исправить данное положение политика «пряника», проводимая Москвой по отношению к бывшим советским республикам?


Отметим, что узбекские власти отказались от присоединения к ЕАЭС и Таможенному союзу. Как заявил в начале прошлого года глава государства, Узбекистан «никогда не вступит в интеграционные проекты», а также никогда не станет членом никаких военно-политических блоков.

«Я скажу прямо, Узбекистан не присоединится к Евразийскому союзу или Таможенному союзу», — цитируют Каримова СМИ. Политик раскритиковал «некоторые страны», которые предпринимают попытки возврата во времена СССР.


Кроме того, в 2012 году Узбекистан вышел из Договора коллективной безопасности, объяснив свое решение недовольством в связи с возможностью использования сил ОДКБ для урегулирования внутренних конфликтов, несогласием с позицией руководства альянса по афганской проблематике. Кроме того, узбекистанской стороне не понравились перспективы сотрудничества ОДКБ с ОБСЕ и ЕврАзЭс.


Кстати, Узбекистан покидал ОДКБ неоднократно, в первый раз Ташкент вышел из договора в 1999 году и попросился обратно в 2005 году, после трагических событий в Андижане. По мнению экспертов, целью Каримова было переждать под российским крылом, пока уляжется международный скандал, вызванный расстрелом узбекистанскими правоохранительными органами безоружных манифестантов.


Бессменный лидер Узбекистана Ислам Каримов декларирует приверженность принципу «равноудаленности» от ведущих геополитических игроков, говоря о самостоятельной политике Ташкента. В действительности Узбекистан действует гораздо проще, «торгуя» своей мнимой лояльностью в обмен на преференции и меняя свой курс после их получения.


Ташкентской поездке Владимира Путина в декабре 2014 года предшествовали активные переговоры властей среднеазиатской республики с НАТО. В частности, стороны обсуждали возможность обучения узбекистанских военных в колледжах стран — участниц Североатлантического альянса.


Ташкент отказался признавать легитимность вхождения Крымского полуострова в состав РФ, кроме того, Ислам Каримов оказался в числе лидеров, отклонивших приглашение Кремля на парад Победы в мае 2015 года. Недовольство властей Узбекистана активизацией России на международной арене легко объяснить — Каримов неоднократно подчеркивал свое неприятие имперских устремлений Москвы, начиная с советского периода, по мнению политика, к узбекам в СССР относились как к людям «второго сорта». Любые действия российского руководства, направленные на увеличение политического веса РФ в мире, вызывают раздражение в Ташкенте.


В частности, Каримов осудил российскую операцию в Сирии.

«Некоторые страны думают, что они совершают правильные действия,  но прежде, чем как куда-то войти, надо подумать, как выйти», — заявил Каримов в октябре прошлого года, намекая на действия ВКС РФ в Сирии. Он добавил, что «не надо гордиться тем, что применяешь современное оружие», так как это «опасно».


Хотя о вступлении Узбекистана в НАТО говорить не приходится, Каримов, очевидно, готов наращивать контакты с антироссийским военным блоком. К примеру, в 2014 году в стране было открыто региональное бюро НАТО. По словам эксперта европейского аналитического центра FRIDE Алена Делетро, до событий в Андижане Узбекистан более всех остальных среднеазиатских государств тяготел к сотрудничеству с НАТО, и теперь, на фоне резкого ухудшения российско-американских отношений, Ташкент все больше склоняется к возобновлению прозападного курса.


Вероятно, Исламом Каримовым может двигать, в том числе, стремление избавиться от образа жестокого диктатора в глазах Запада, солидаризировавшись с Вашингтоном в осуждении Москвы. В настоящее время Узбекистан развивает военно-техническое сотрудничество со Штатами, реформируя свою армию по американскому образцу и получая военную технику от Пентагона. В частности, в прошлом году американские военные передали узбекским коллегам 328 бронемашин типа MRAP и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин.

Ташкент успешно манипулирует Москвой, применяющей по отношению к восточному соседу меры исключительно поощрительного характера. Списание почти миллиардного долга не единственный подобный жест. Невзирая на недовольство собственных граждан, Москва сохраняет с Узбекистаном безвизовый режим, что позволяет миллионам гастарбайтеров практически беспрепятственно заполонять российский рынок труда. В 2013 году трудовые мигранты из Узбекистана перевели на родину более 6 млрд долл., в 2014 году — 5,6 млрд. По некоторым оценкам, до четверти внутреннего валового внутреннего продукта Узбекистана создается за счет денежных переводов трудовых мигрантов.


Эксперты отмечают ряд негативных эффектов от сохранения безвизового режима с государствами Средней Азии. Это и наркотрафик, и отток денежной массы из России (большинство гастарбайтеров не тратят заработанные деньги в РФ, а отсылают их домой), и снижение зарплат в «оккупированных» приезжими нишах на российском рынке труда, а в последнее время к этим факторам прибавилась также и террористическая угроза.


При этом на серьезные уступки со своей стороны Ташкент не идет, категорически отказываясь присоединяться к возглавляемым Россией организациям торгового и военно-политического характера и сохраняя сотрудничество с НАТО на прежнем уровне.


Может, Москве следовало бы избрать более жесткий тон при общении с узбекскими властями, раз мягкость и уступки не производят на азиатских политиков никакого впечатления? Тем более, что политическое положение Ислама Каримова довольно непрочно — его западные «друзья» могут в любой момент напомнить ему о кровавых событиях 2005 года и массовых нарушениях прав человека на территории страны и организовать, например, «хлопковую» революцию, об этом пишет "Русская планета".



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
0 #1 Wilmer 15.05.2016 08:33
Awesome article.

Here is my blog: 24
site: [цензура]://24.hu/poszt-itt/2016/05/15/gerloczy-a- rezsibiztos-tavozott/
Цитировать
Добавить комментарий