Сегодня, 5 сентября, стало известно, что Минтранс России готовит предложения об усилении ответственности авиаперевозчиков. Здесь речь идет о дополнительных административных мерах воздействия за невыполнение обязательств перед пассажирами. Так, издание «Известия» отмечает, что в настоящее время штрафные санкции минимальны.
Как сообщает интернет-издание со ссылкой на «Известия», Минтранс планирует внести в Воздушный кодекс такие изменения, которые дадут ему полномочия определять размер компенсаций за задержку и отмену рейсов на международных и внутренних авиалиниях.
Размер, примерно, будет зависеть от дальности полета и количества часов задержки вылета. Говорится и о том, что прежде чем инициатива будет принята, ее обсудят с авиакомпаниями и экспертным сообществом.
По словам представителя Минтранса, прорабатываются различные варианты расчета штрафных санкций. Размеры штрафа могут быть фиксированными или составлять определенный процент от стоимости авиабилета. Например, в Казахстане это 3% цены билета за каждый час задержки, но при этом штраф не может превысить 50%.
При этом было особо подчеркнуто, что санкции совершенно точно не будут применяться при задержке рейса из-за плохих метеоусловий.
По словам гендиректора авиакомпании UTair Андреч Мартиросова, такие штрафы нужны, та как сейчас штрафы за задержки по вине перевозчика незначительны. Поэтому ряд авиакомпаний принимают на себя повышенные операционные риски, заботясь о максимальной загрузке самолетов. Возможная выгода значительно выше санкций. С другой стороны, по его словам, для авиакомпаний ответственность не должна наступать без вины. Из-за санкций к перевозчикам при задержках по метеоусловиям, в районах Крайнего Севера, где непогода может длиться неделями, билеты часто не поступают в предварительную продажу.
Советник главы Ростуризма Дмитрий Горин поддержал инициативу Минтранса, отметив, что очень важно, чтобы регулятор всеми возможными способами повышал ответственность перевозчиков в части выполнения полетных программ. Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев считает, что увеличение штрафных санкций повысит мотивацию авиакомпании к исполнению договора перевозки. И восстановит баланс прав и интересов его участников. Сейчас отмена или перенос рейса не влечет для авиакомпании каких-либо убытков, кроме возврата стоимости билета. Это провоцирует авиакомпании нарушать нормы резервирования и в погоне за прибылью игнорировать права пассажиров и условия договора перевозки.
По действующему законодательству пассажиру выплачивается компенсация — 25 рублей за час задержки рейса. Ему также предоставляется стандартный набор услуг: горячее питание, напитки, телефонный звонок, а при задержке вылета более чем на шесть часов — гостиница.
ФОТО: Globallookpress
Варвара Александрова