О риске «короля» и свите, которая может сделать его «голым»
Сегодня в Волгограде активно обсуждают информацию о том, что в  предстоящую среду губернатор области Сергей Боженов обратится к депутатам регионального парламента с посланием, в котором будет изложена стратегия социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.
 
Подробности пока  не сообщаются, но предполагаемое событие уже обрастает всякими слухами, домыслами и версиями. На первых двух сопутствующих останавливаться не хочется, ибо, как известно, всегда найдутся желающие «приперчить» политическое блюдо - так, на всякий случай. Но то, что ожидаемое обращение будет иметь и  политический подтекст, мало кто сомневается. И дело здесь вовсе не в том, что на мероприятие, которое обещает быть масштабным, приглашены и члены правительства области, и руководители исполнительных и представительных органов власти муниципальных районов и городских округов, члены Общественной палаты региона, представители промышленных и деловых кругов, руководители силовых структур и федеральных представительств. Дело, скорее всего, в другом. 
 
Вектор поиска 
Давайте вспомним: практически прошло уже полгода  с момента вступления Сергея Боженова в должность главы региона. Уже обрели контуры кадровой, экономической, социальной и административной политики, которую «прорисовали» губернатор и его «свита». В последнем слове прошу не искать никакого обидного подтекста – просто вспомнилась поговорка о том, что «короля делает свита». Времена, конечно, нынче не рыцарские, и потому в наши дни зачастую именно король «делает» свиту – в прямом и переносном смысле. Для губернатора и его астраханского и ставропольского окружения стало ясно: волгорадцев на мякине не провести,  и  красивыми заявлениями о том, что «корень проблем области лежит в разобщенности ее элит», а бюджет области «должен формироваться в соответствии с  доморощенной теорией «экономики  счастья», ожидания людей не оправдаешь.
 
В этой ситуации даже  правильные, но уже набившие изрядную оскомину посылы, воспринимаются определенными влиятельными кругами с неким внутренним протестом. Можно сто раз говорить о том, что регион должен и может прирастать инвестициями. Можно бодро просвещать народ: дескать, дороги, социальную инфраструктуру  и уровень жизни всех и каждого обязательно  «поднимет» участие Волгограда в ЧМ-2018. Можно удивлять экономическим откровением: локомотивом процветания области нужно делать агропромышленный комплекс со свиноводческими фермами «итальянского розлива». Можно все! Но  народ недоуменно разводит руками: ты - то, мол, господин хороший, здесь при чем? А вот кадровая чехарда, включая администрацию Волгограда, активные действия по «встраиванию» определенной части депутатского корпуса в исполнительную власть, ряд скандалов, вышедших на общероссийский и международный уровень, властная региональная внутрипартийная междоусобица, грозящая перерасти в системный кризис на фоне приближающихся осенних выборов – это чьих рук дело? Короля или его «свиты»? А, главное, где понятная, реалистичная и осмысленная программа действий?
 
Недавняя, заявленная как публичная - с диаграммами в интерактивном режиме и надрывным страданием в голосе - «препарация» ошибок предшественников, выполненная, к тому же, теми, кто эти ошибки порождал, разрабатывая и принимая как  бюджеты, так  и всевозможные целевые программы, лишь сбила, как говорят, пыль, но цели не достигла. Критикуя – предлагай, таково, кажется, правило конструктивного подхода к проблемам. Вот эта попытка и будет, как представляется, предпринята на заявленном мероприятии. Но не по  принципу «из пушки да  по воробьям», а как развитие тех предложений,  установок, планов и идей, что уже озвучивались на встречах с журналистами, на заседаниях областной думы, в поездках по региону лично Сергеем Боженовым. Мнению правительства, включая его председателя Константина Храмова, тоже дадут «проклюнуться», но солировать будет, безусловно, губернатор - таковы законы жанра.
 
Жесткие внутренние установки, действующие в структурах губернатора и правительства, уже озвучивались: помните, народ должен зарубить себе на носу, что без воли губернатора ничего в регионе не и  происходить не может! Ну, прямо как в известной песенке; «А без тебя, а без тебя, здесь ничего бы не стояло…». Убедиться в том, что это правило успешно применяется, легко: достаточно  почитать, послушать, почитать и посмотреть  официальные сообщения и комментарии, разъяснения  членов правительства по тому или иному поводу в государственных и аффилированных с властью средствах массовой информации. В них  обязательно присутствуют ссылки такого рода: это посоветовал, порекомендовал, предложил, продумал или дал установку лично губернатор.  Медийное сообщество захлебывается от избытка чувств, по итогам мая медиа - рейтинг Сергея Боженова прыгнул сразу на 17 пунктов – мы ведь за ценой не постоим?! Но это все – заготовки для аборигенов, для той его части, которая очень-очень долго  жила по принципу: «прошла весна, настало лето - спасибо партии за это». Там, где решали и решили, что Сергей Боженов должен стать губернатором Волгоградской области, ждут от него отнюдь не одного из подвигов Геракла, а системы мер. И теперь уже не на ниве избирательного процесса, а на ниве - прежде всего – экономической и административной политики. Прошло уже полгода,  Сергей Анатольевич -  и пора, что называется, «показывать товар лицом». Иначе говоря, где результат трудов праведных, уважаемый?
  
Вектор ответственности 
Об экономике, пусть и вскользь, уже было сказано. Теперь – об административно-управленческих «новациях». Как известно, в минувший четверг на заседании областной думы был рассмотрен и принят в первом чтении проект закона «Об объединении сельских поселений, входящих в состав Михайловского муниципального района Волгоградской области, с городским округом город Михайловка Волгоградской области». Зачем нужно объединять город и село? Впервые свое мнение по этому вопросу  Сергей Боженов высказал еще 5 мая на пресс-конференции с участием большого количества журналистов, в том числе и федеральных изданий. Вот как, в частности, информировала затем своих читателей об этом событии «Российская газета».
 
«В обоснование своего предложения губернатор говорил  о потере эффективности местного самоуправления, а вот «объединение муниципальных образований открывает большие перспективы для развития городского округа - город Михайловка", в том числе - для участия в крупных проектах. «Вы совершаете стратегическую ошибку, подталкивая людей к объединению двух муниципалитетов, - выразили мнение журналисты. Один из участников встречи, член Общественной палаты Волгоградской области Ефим Шустерман озвучил версию, что "объединение - один из способов решения проблемы политической вольницы в этом городе", а также попросил губернатора не торопиться и не ограничиваться публичными слушаниями, а провести референдум. Иначе есть опасность, что земля в районе окажется в руках "не тех" людей, кто заинтересован в развитии территории.
 
Идея объединить город и район бродила давно, - сказал в ответ  Сергей Боженов. - Не торопиться - считаю правильным. В любом случае, Михайловка - это пилотный проект. Если он будет неуспешным, этот опыт мы распространять не будем. Если он окажется суперуспешным, почему бы, действительно, не пойти по пути объединения не только городов и районов, но и маленьких районов между собой».
 
Оставлю за скобками размышления над версиями о том, кто из «свиты короля» последовательно и методично разрушал все препоны на пути реализации этого, как считают его инициаторы, абсолютно выигрышного (не успешного, а именно выигрышного) проекта. Не буду вдаваться в подробности того, какое сопротивление встретил законопроект у депутатов всех фракций областной думы. Не хочу обсуждать проблемы, связанные с легитимностью публичных слушаний по этой теме - их иначе, как так называемыми слушаниями, и не назовёшь. Не вижу смысла рассказывать о том, как проходило то самое заседание областной думы,  на котором принимался законопроект – почти половина депутатов не принимала участие в его работе, а сам факт свершился только благодаря тому, что с трудом набрался кворум, а минимально необходимое количество голосов удалось зафиксировать только благодаря голосам четырех «заочников».
 
Однако дело, как уже сказано,  было сделано: 21 депутат поддержал законопроект. И теперь  нельзя исключить, что в предстоящий четверг закон будет принят во втором чтении. Осенью состоятся - выборы нового главы и нового представительного органа власти объединенного муниципального образования. И тот, кто рассчитывал, что запущенный проект приведет, помимо прочего, и к новому раскладу политических  сил на территории этого, проблемного для партии власти, муниципального района, будет ждать ближайших выборов. Напомним, что на последних парламентских выборах «Единая Россия» получила в Михайловке немногим более 34% голосов избирателей. Наблюдатели считают, что именно это обстоятельство стоило прежнему главе города Геннадию Кожевникову должности, от которой его отстранили. Сделал это новый губернатор, но  после того, как избиратели Михайловки вновь оказались на последнем месте – теперь уже  по итогам негласно соревнования за проценты на выборах президента. И тогда в дело вступила «свита короля».
 
Впрочем, давайте вернемся к позициям относительно документа, которому уготована непростая судьба.
 
«Любой законопроект имеет свои плюсы и минусы, в данном случае, плюсов гораздо больше, - говорит руководитель фракции «Единая Россия» Волгоградской областной Думы Сергей Булгаков. - Раньше я сам был главой сельского района и очень хорошо понимаю те проблемы, которые не всегда может сельское поселение решить. 80-90 % бюджета сельского поселения – это заработная плата, а на развитие своей территории, на решение актуальных проблем остаются совсем копейки. Объединение города Михайловка и Михайловского района позволит использовать консолидированный бюджет в решении этих задач»,- заключил Сергей Булгаков.
 
Заведующий кафедрой «Землеустройство и земельный кадастр» Волгоградского аграрного университета, Александр Воробьёв видит в будущем объединении массу «подводных камней». «Одно дело, когда к одному муниципалитету присоединяют пару-тройку совсем слабеньких сельских поселений, которые не могут самостоятельно обеспечить своё развитие. Михайловский район достаточно экономически сильный. Так что, думаю, к интересам экономики именно данная реформа не имеет особо прямого отношения. У города на первом месте свои интересы – ЖКХ, дороги, инвестиции, у селян свои – паевые земли, агробизнес, подсобные хозяйства. Воедино эти интересы будет состыковать и взаимно учесть довольно проблематично. От перемены вывески суть не поменяется. Это всё равно, что, скажем, повесить вывеску «Большой Волгоград» на въезде в регион со стороны Воронежской области. И полагать, что теперь уж точно мы стали большими и всесильными»,- таким мнением поделился с волгоградскими журналистами опытнейший экономист и известный исследователь истории и практики местного самоуправления региона.
 
Такие размышления, и довольно в резкой форме, прозвучали и на заседании совместного  круглого стола, который провели в минувшую пятницу депутаты Михайловской городской и Михайловской районных дум – уже вдогонку случившемуся факту. Высказывались не только сожаления или одобрения в связи с запуском ими же, депутатами, процедуры объединения, но и аргументированные выкладки. Одна из них довольно полно  совпала с выводами Контрольно - счетной палаты  (КСП) Волгоградской области по итогам работы за минувший год.
  
Вектор риска 
По результатам аудита эффективности реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Волгоградской области,  КСП пришла к выводу, что при существующем уровне финансовых ресурсов муниципальные районы и поселения, за редким исключением, не в состоянии обеспечить решение всех возложенных на них этим законом задач.
 
«По оценке органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений для полного исполнения вопросов местного значения им дополнительно требуется 39 млрд. руб., что более чем в 2 раза превышает существующие расходы», таков первый вывод. Далее еще более интересно, поскольку, по мнению палаты, «решение данного вопроса возможно либо в результате кардинального перераспределения доходных источников в пользу местных бюджетов, принятого на федеральном уровне, либо в результате пересмотра расходных полномочий муниципальных образований путем передачи наиболее затратных из них субъекту РФ», - таков второй вывод.
 
Так может, Волгоградская область исключение из правил и дела с местным самоуправлением здесь, что называется, из ряда вон? Одну минуточку - не будем гнать лошадей – обратимся к материалам последнего, шестого Всероссийского съезда местного самоуправления, который состоялся неделю назад .Напомню, что сама по себе ВСМС - это общественная организация, которая уже пять лет мирно сосуществует под крылом "Единой России" и также спокойно, без лишнего пиара, вступила в Общероссийский народный фронт. Так вот, на очередном съезде в очередной раз отметили, что местное самоуправление - уровень власти, по работе которого люди судят о власти в целом. Подчеркнули, что на уровне МСУ проходят проверку на прочность все нововведения. Высказали сожаление,  что местное самоуправление по-прежнему остро нуждается во внимании со стороны вышестоящих уровней власти - финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России.
 
 Еще несколько лет назад Счетная палата России с тревогой констатировала; в настоящее время до 90% доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели - административные центры субъектов Российской Федерации, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами. Сохраняются механизмы "отрицательного трансферта", которые, как отмечают специалисты Счетной палаты Российской Федерации, лишают муниципальные образования - доноров стимулов к развитию собственной налоговой базы. В результате в подавляющем большинстве муниципалитетов в условиях кризиса и изъятия средств на существенно и постоянно сокращаются доходы в расчете на душу населения.
 
Вывод прост: нельзя  в таких условиях сделать двух нищих богатыми, если даже их две котомки сложить в одну. Тогда,  может,  действительно правы те, кто, учитывая тенденцию снижения эффективности деятельности органов местного самоуправления -  с уменьшением численности населения, как в поселениях, так и в районах, низкий уровень самостоятельности органов местного самоуправления поселений -  считает необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности существования настоящего административно-территориального устройства Волгоградской области? Именно с точки зрения укрупнения муниципальных образований.  Но это должны понять не только узкие специалисты и чиновники, а, прежде всего, люди. Те самые, которым после всех долгих лет действия ФЗ-131 вновь предстоит пройти через процедуру мучительных экспериментов, неосознанных рисков и возможного ущемления льгот, полученных от власти по тому самому закону, принятие которого считалось едва ли не спасением российского села и рождением нового уровня самоуправления.
 
Недавно Сергей Боженов, осмыслив, видимо, уровень легитимности  состоявшихся так называемых слушаний, которые «свита» сочла необходимым провести в присутствии губернатора (уж не затем ли, чтобы «повязать» его этим участием?), заявил, что не намерен вмешиваться в процесс объединения. Уточнять – больше не вмешивается или не вмешиваться еще больше? – журналисты не стали. Но, с одной стороны, мы же  помним, что «короля делает свита», а с другой - не забываем  об установленных губернатором правилах игры: «А без меня, а без меня, здесь ничего бы не стояло…». Конечно, высшее должностное лицо области имеет право и на эксперимент, и на поиск, и на риск. Тем более, что есть на случай риска и оправдательный посыл; кто не рискует, тот не пьет шампанское. Но всегда ли цель оправдывает средства? Ведь зачастую конфликты возникают не из-за того, что делается, а из-за того, как это делается?
 
Сегодня остаётся мало сомнений в том, что «пилотный» проект – объединение двух муниципальных образований в одно, который запускается в Михайловке – будет  распространен на Фролово, Урюпинск, Камышин. «Вызывает вопросы категоричное нежелание властей проводить референдум, а также спешка, с которой проводят реформу. Чуть более года назад подобное происходило в Волгограде. Чем  все закончилось  там – известно. Сегодня в областном центре, в принципе, полностью  отсутствует легитимная власть. Мы выезжали в Михайловку,  принимали участие в слушаниях. Но ни тогда, ни сейчас авторами реформы не были озвучены конкретные цифры экономии бюджета на чиновников, насколько вырастет объединенный бюджет, сколько потребуется денег на процедуру реорганизации», - так апеллировал к своим думским коллегам руководитель фракции КПРФ Волгоградской областной Думы Николай Паршин.
 
И на всякий случай… 
Об этом же очень много и довольно резко говорили на упомянутом некоторые депутаты города и района на упомянутом выше « круглом столе», проведенном в Михайловке. Было очевидно, что многие из них жалеют о том, что участвовали в инициативе объединения. Стало ясно, что мнение жителей далеко не однозначно – и все настойчивее звучало слово референдум. Эту ситуацию я и прогнозировал несколько месяцев назад, когда на встрече с губернатором призывал его к проведению референдума. Референдум – это ведь не только возможность разделить ответственность за риск принимаемых решений – не всем же, в конце концов, на роду написано пить шампанское. Референдум - это право людей, это - проявление воли каждого, это –возможность распорядиться властью, носителем которой, по Конституции, этот самый народ и является.
 
Насколько их решение может быть осознанным – зависит от встреч с людьми, от кропотливого разъяснения целей и задач, объяснения наличия тех же рисков и разъяснения того, как эти риски, в том числе и по потере льгот, установленных для сельчан, будут минимизированы. Но так  работать с людьми никто не хочет. Как сказал временно исполняющий полномочия главы города Михайловка Николай Семисотов, «мы еще у бабушки на завалинке будем спрашивать, как нам управлять территорией». На всякий случай напомню, что это сказал человек, который с недавнего времени возглавляет Ассоциацию местных властей Волгоградской области. Презрение к мнению людей – не это ли является главной проблемой той свиты, которая делает короля? А король – что? Король, разделяющий такие подходы к решению важнейших вопросов, имеет высокие шансы остаться голым…
 

Ефим ШУСТЕРМАН

 


Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
0 #1 читатель зеркала 18.06.2012 19:22
Браво, Ефим Михайлович!Экспертиза на уровне лучших образцов тех публикаций, что выходили у вас в разные годы в разных газетах.
Цитировать
Добавить комментарий