Расхожее выражение "демократия – это процедура" известно всем. При этом имеется в виду, что процедура должна быть четкой, не интерпретируемой в чересчур широком диапазоне, а главное, что все ее субъекты не должны отступать от заданных правил. Если же какая-то процедура специально делается двусмысленной, а то и просто с "двойным дном", тогда, очевидно, и демократия получается такого же свойства. Именно это в последние дни убедительно демонстрирует "Единая Россия", предлагая свои поправки в регламент Госдумы. Принимать их планируется уже на следующей неделе. Официально декларируемая цель данной модернизации регламента – оптимизация работы нижней палаты и более эффективная инвентаризация накопившихся в ней законотворческих завалов.
Однако в действительности эти новые регламентные нормы, судя по всему, готовятся для применения, прежде всего, в тех ситуациях, когда думскому большинству надо срочно ограничить даже те немногие права оппозиции, которые у нее сейчас имеются. А именно: выступать с альтернативными законопроектами, выдвигать свои предложения и замечания к обсуждаемым законам, отстаивать свою точку зрения и критиковать то, что делает большинство. И, естественно, использовать результаты таких парламентских дискуссий в своих агитационно-пропагандистских целях. То есть, предлагаемые "ЕР" регламентные поправки должны сделать невозможным повторение так называемой "итальянской забастовки", устроенной оппозицией летом этого года при обсуждении драконовского законодательства о митингах. Тогда напомним, к законопроекту было специально подано огромное количество поправок, а потом "ЕР" была вынуждена терпеть их бесконечное обсуждение, затянувшееся до полуночи.
Для политической борьбы и пиара оппозиция также всегда использовала и такой способ, как внесение в Госдуму законопроектов, которые должны подчеркнуть либо бездействие партии власти в конкретной сфере, либо антинародную суть уже выдвинутых ею или правительством инициатив. Понятно, что думское большинство такие вещи отслеживает, после чего подобные проекты "подвешиваются" и находятся без движения месяцами, а то и годами. В результате в Госдуме сейчас наличествует огромный законотворческий запасник.
Председатель ГД Сергей Нарышкин в своей вчерашней речи, которой он открыл новую сессию нижней палаты, сказал о наличии почти полутора тысяч проектов, лежащих на полке. Он, кстати, признал, что многие их них оказались в таком положении из-за межпартийных разногласий. Но все-таки большая часть, уверен спикер, попросту устарела. Стоит заметить, правда, что из числа таковых значительная доля "состарилась" по той же самой причине – из-за нежелания "ЕР" предоставлять думскую трибуну оппозиции слишком часто.
Также Нарышкин сообщил, что комитет ГД по регламенту уже разработал способ борьбы с "законными" засорами. Это действительно так: предполагается при необходимости проводить специальные "ассенизаторские" заседания, на которых "старье", то есть когда-то актуальные оппозиционные инициативы, станут отклоняться скопом и безо всяких обсуждений.
Но это еще ничего по сравнению с другими идеями регламентного комитета – одной из главных в нынешней Госдуме антиоппозиционных структур. Единороссы предлагают значительно расширить полномочия комитетов, большая часть которых ими жестко контролируется, в отношении подаваемых ко второму чтению поправок. Например, наиболее важные замечания той же оппозиции теперь можно будет отнести к категории нарушающих концепцию законопроекта. Что это такое, на самом деле никто не знает. Скажем, в ходе обсуждения того же обновленного закона о митингах "ЕР" сначала уверяла, что миллионные штрафы – это концепция и изменению она не подлежит. Но стоило только Владимиру Путину сказать, что, дескать, штрафы можно подсократить, как тут же оказалось, что их размер – это отнюдь не концепция и его можно менять. Так что субъективность данного понятия совершенно очевидна.
Так вот, сведенные в одну таблицу все эти антиконцептуальные поправки думское большинство сможет отправлять в мусорную корзину одним голосованием.
Есть и другие – более технические – новеллы, которые также облегчают партии власти противодействие оппозиционной деятельности. К примеру, вводится понятие альтернативных поправок. Для примера возьмем все ту же летнюю историю с митингами. Тогда "Справедливая Россия" и КПРФ подготовили несколько сотен замечаний, иногда отличающихся друг от друга простой перестановкой одних и тех же слов. Это было сделано специально в рамках подготовки к "итальянской забастовке". Но теперь ничего подобного уже не получится. Потому что достаточно будет отклонить только одну поправку, после чего все похожие считаются также отвергнутыми. Скопом будут резаться и так называемые "кустовые" поправки, то есть как бы связанные друг с другом определенной логикой.
Таким образом, после подобного обновления регламента Госдумы доступ оппозиции к полноценной законодательной деятельности будет по сути дела закрыт. В лучшем случае он станет строго дозированным.