Русский бунт, русский рэп и Виктор Цой

 

Массовые беспорядки в Москве, Питере, Самаре, Ростове, Волгограде, Владивостоке были пресечены. Участники задержаны, зачинщики арестованы, силовые ведомства играют мускулами, политики выражают озабоченность моральным обликом молодёжи, вышедшей на улицы крупных городов не только с одним недовольством, но и с ножами, кастетами, электрошокерами и травматическими пистолетами. Многим - от 15 до 20 лет. Они родились уже не в СССР. Эти ребята - будущее России? 
 
Футбольные фанаты? Националисты? Обычное хулиганьё? Дети из неблагополучных семей? Люмпены и маргиналы? Число таких определений и ярлыков множилось на прошлой неделе с каждой новой попыткой несанкционированных выступлений. Чего они хотят? Кто провокаторы? Куда смотрит милиция, родителя и государство? Ответы публичных политиков и государственных мужей пёстрые, невнятные и противоречивые.
 
Самой понятной в этом ряду выглядит нешуточная озабоченность лидеров этнических диаспор. Они-то знают, что между пресечённой попыткой погрома и самим погромом дистанция совсем маленькая. Ураганный распад СССР показал, что тлеющий бытовой национализм очень похож на ядерный синтез: достижение критической массы обогащённого урана ведёт к цепной реакции. В накопившем глубокие внутренние противоречия обществе бытовая ссора и драка между представителями разных национальностей с лёгкостью перерастают в массовую резню и геополитические катаклизмы. И во всех событиях последних двух недель подспудно всех, кто родился и вырос при советской власти, тревожит только одно: неужели опять?
 
Волгоградские штрихи.
 
Рост межнациональной напряжённости очень трудно диагностируется. В любой современной политэничной стране государство кровно заинтересованно, чтобы малейшие признаки неблагополучия в межнациональных отношениях фиксировались и сглаживались. В противном случае государственная власть может поставить под сомнение собственную дееспособность и даже легитимность. Если выразиться без изысков в области этносоциологии и этноконфликтологии – власть демонстрирует свою дееспособность не в подавлении и пресечении, а в недопущении и профилактике насилия. Когда дело доходит до акций протеста и организации беспорядков, это значит, что, как говаривал товарищ Гамлет, не всё в порядке в Датском королевстве:
 
Первое мая. Аллея Героев. Человек двести славянской наружности молодых людей и девушек в окружении милиции идут «Русским маршем» с лозунгами и транспарантами, главный смысл которых в том, что они - русские. Никаких призывов к насилию и экстремизму. Демонстрация санкционированная. Но совершенно понятно: демонстрантов что-то не устраивает. И не устраивает очень сильно. И в следующий раз они могут одним шествием не ограничиться.
 
Июнь. В приличном лифте фирмы «OTIS» в моём подъезде появляется надпись жирным чёрным маркером «Azer boy - rules!». И ещё несколько фраз, намекающих на корявом английском, что именно пацаны с азербайджанскими корнями – самые правильные, и что русские девчонки от них без ума. Это написали не мифические провокаторы, разжигающие межнациональную рознь. Написали, вероятно, те самые чернявые симпатичные пареньки 13-16 лет, которых я регулярно встречаю выходящими и входящими стайкой в подъезд. И часто с русскими девочками. Надпись в лифте на следующий день стёрла уборщица. Но из сознания тех, кто едет в этом лифте, кому не нравятся испохабленные стены и сам смысл написанного, такие вещи не вытравишь никаким растворителем. Не удивлюсь, что у написавшего и его сородичей будут проблемы. Не сразу, но будут. Рано или поздно.
 
Октябрь. Набережная у центрального концертного зала. Тёплое солнышко, неплохой вид на Волгу. На чёрных чугунных перилах белой краской целая серия надписей гостей Волгограда из республик Северного Кавказа, поясняющих, когда они здесь были, зачем, и что именно их этнические корни - самые правильные. Написано, хоть с многочисленными ошибками, но на русском. Зачем? Видимо, распирало чувство гордости. Или, наоборот.    
 
Ноябрь. Известите на волгоградском интернет-сайте об аресте «авторитетного бизнесмена». У бизнесмена красивая русская фамилия. Главная тема, обсуждаемая на форуме о том, что волгоградская ОПГ - единственный реальный заслон «кавказской экспансии» в регион.
 
Декабрь. В целях обеспечения порядка и безопасности в ОВД Волгограда были доставлены 194 задержанных участника несанкционированной акции. Публичных комментариев по этому поводу - минимум. Узнаю о произошедшем по звонку из Москвы, где один информированный специалист живо интересуется, что там у нас стряслось в Волгограде? Как выясняется, в Интернете информация о произошедшем появляется быстрее, чем долетают звонки чиновников.
 
Это всё уходящий 2010 год. Кто-то будет мне говорить, что всё описанное выше инспирировано коварными поджигателями межнациональной розни? Или, напротив, спецслужбами, тайно раскачивающими ситуацию, чтобы опробовать на практике теорию «управляемого хаоса»? Или прозападная либеральная оппозиция во главе с Немцовым, Рыжковым и другими американскими наймитами? Видимо именно эти мерзавцы и расписали мой лифт, чтобы подлой интригой столкнуть страну в пропасть. Нет, видимо это всё-таки фанаты волгоградского «Ротора» так замысловато мстят за поражения своей команды. 
 
Мне симпатичны все эти версии. И по отдельности, и все вместе. Хотя бы потому, что все они подразумевают наличие какой-то конкретной причины, корня зла. А если мы себе придумали причину, то и жить становится вроде полегче. Только в жизни так не бывает. Нужна подготовленная почва, для того, чтобы начал копошиться общественный хаос и происходили массовые беспорядки. Почва, подготовленная тотальным цинизмом, ростом бескультурья, пропагандой животных инстинктов и потребления. И бесконечным враньём.
 
«Дикое время разврата, все хотят кайфа и денег»
 
Это не из морализаторской проповеди. Это первая строчка из песни модной российской рэперской группы. Вся песня, исполняемая местами на мотив «Хочу перемен!» кумира 80-х Виктора Цоя про всё то, что не устраивает в нынешней России. Ценности, за которые ратует рэпер - практически из Нагорной проповеди. Накал ненависти к окружающей реальности - самый высокий, плюс помножен на цоевскую интонацию шаманского камлания.
 
Лейтмотив всего альбома, где под одной крышкой собрались два десятка самых известных российских команд этого жанра - Цой вернулся, Цой пророк, за двадцать лет ничего к лучшему не изменилось, государство врёт на каждом шагу, всё вокруг ненавистно, мы некому не нужны. «Двадцать лет, как умер Виктор Цой, двадцать лет, как нам врут в лицо» и так далее, речитативом, скорее знакомым взрослым не по негритянскому рэпу, а по пионерским речёвкам лагерного детства.
 
Ещё один альбом с ремиксами Цоя к двадцатилетию смерти. Ещё десяток коллективов, которых слушают наши дети в наушниках айподов и mp-3 плееров. Родители не догадываются, что их дети слушают то, что слушали они сами на пороге распада Советского Союза. Только теперь это не наивные тексты социального протеста питерского и екатеринбургского рок-клубов. Тексты теперь другие. Умные, хлёсткие, жестокие и злые. Которые идут не от заморских провокаторов или доморощенных националистов. Идут из сердца. И это самое страшное.
 
И когда с телеэкрана на меня смотрят глаза мальчишек, которых перед телекамерами обыскивают омоновцы, я твёрдо знаю, почему они оказались там. Французский социолог-классик Эмиль Дюркгейм в начале XX века называл это социальной аномией. Буквально – «разнормированностью» общества: есть социально одобряемые нормы и ценности, а социально одобряемые механизмы их достижения отсутствуют, не работают. И не важно, какие поводы для вспышки насилия - бытовая драка, стычки на национальной почве, или фанатское сражение. Подлинная причина - колоссальная концентрация насилия и социальной несправедливости в обществе. Не важно, на какой идеологической почве, с какими вожаками и под какими флагами.
 
«Солнце моё, посмотри на меня, моя ладонь превратилась в кулак»
 
Подростком из Волжского в 80-е годы всё это ощущалось очень просто. Вокруг всё - ненастоящее. И телевизор, и те, кто в телевизоре. И ты сам - пионер-активист, и образцово-показательный комсомолец. И школа ненастоящая с её учителями. Настоящее - это микрорайонные группировки, потасовка в очереди за пивом. Настоящее - это разгром электричек и опрокинутые набок троллейбусы после концертов во Дворце спорта «Арии» и «Коррозии металла».
 
Кто-нибудь нами руководил, подначивал, провоцировал? Или использовал? Нет. Большинство семей были благополучными. И школа воспитывала, не чета нынешней. Но в самом воздухе было что-то такое, что заставляло нас делать в массовом порядке всё то, что называется антиобщественным, противоправным и антисоциальным поведением. То, что превращает общество в толпу. А протест - в русский бунт, как известно, бессмысленный и беспощадный.
 
Если кто-то подумал, что сгущаю краски, мой совет послушать в оригинале хотя бы два альбома, собравшие тридцать две(!) команды: «Виктор Цой. Ремиксы» и «КиноПробы. Рэп-трибьют памяти Виктора Цоя». Там поёт весь цвет современной российской (чуть было не написал «эстрады») молодёжной музыки. Не той, которая по «ящику», а той, которой живут многие молодые парни и девушки. Им, думаю, до фонаря, кто по национальности Виктор Цой - русский, кореец или китаец. А вот всё окружающее им очень сильно не нравится.
 
 
Виктор ПИЛИПЕНКО

 

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий