Владимир Путин - Сергею Боженову: «Нет, секундочку…»
В Москве состоялось заседание президиума Государственного совета по теме: «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц».В Нем, как член президиума, принял участие и губернатор Волгоградской области Сергей Боженов. И внес предложение. Он  могло бы быть тут же принято, поскольку вполне вписывалось в общую концепцию разговора: земельный потенциал всё ещё реализуется малоэффективно.
 
«Сегодня земля в нашей стране крайне востребована, с каждым годом растёт готовность граждан приобретать её, строить на ней дома, вести бизнес. Но конкретные люди, физические лица, компании постоянно сталкиваются с необоснованным бюрократизмом. Письма об этом потоком идут и к Президенту, и в Правительство Российской Федерации, причём со всех сторон страны, - говорил в своем вступительном слове президент страны. Полный текст его выступления размещен на официальном портале, и потому выделим лишь несколько болевых точек, обозначенных Владимиром Путиным.
 
Первое – это разграничение собственности на землю.Если земля не работает, давайте будем передавать её другим собственникам, в том числе муниципалитетам, они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как-то по-другому использовать землю с пользой для людей и для страны.
 
Второе - это категорийность земель. В марте этого года были приняты основы госполитики использования земельного фонда на 2012–2017 годы, которые предусматривают исключение из законодательства принципа деления земель по целевому назначению. Очевидно, что действующая система устарела, нам необходимо создать прозрачную и удобную для бизнеса и граждан модель использования земли.
 
Третье - формирование единого информационного ресурса о земельных участках. Закрытость и непрозрачность - главная причина коррупции, которая буквально пронизывает весь земельный рынок. Мы обязаны переломить эту ситуацию и предоставить каждому гражданину возможность узнать любую информацию о свободных и используемых землях. Что здесь секретного-то? А если есть какой-то секрет, он должен быть обоснованным. Я знаю многие так называемые секретные участки, которые годами стоят, на них ничего не происходит.
 
Четвёртое – это условия предоставления земельных участков в собственность или аренду. Земельным кодексом уже установлена обязанность органов местного самоуправления проводить такие аукционы, но подобные решения могут быть приняты только в отношении сформированных участков. Однако чёткая обязанность их формирования не предусмотрена, а бюджетные расходы на эти цели зачастую не планируются просто.
 
Пятая задача – использование земли для строительства, прежде всего,  современного жилья эконом-класса.
 
«Предоставление земельных участков, особенно в крупных городах или рядом с крупными городами, где есть уже развитая инфраструктура, идёт сейчас по принципу точечной застройки. С таким подходом мы не решим проблему, поэтому нужно как можно быстрее переходить к комплексному освоению территорий, к чёткому градостроительному планированию, тесно увязанному с инженерной и социальной инфраструктурой. Это важно для любой территории: и для сельской, и для пригородной территории, где нужно активно развивать малоэтажное строительство», - этот посыл , как и остальной перечень тем, предложенный к обсуждению, Владимир Путин определил как первый «подход к снаряду».
 
Затем губернатор Оренбургской области, руководитель рабочей группы Государственного совета Юрий Берг озвучил некоторые ее предложения.
 
Первое. Для муниципалитетов нужно создать стимулы к завершению разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
 
Второе. Активно вовлекать в оборот земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом по-прежнему актуальным является вовлечение в оборот федеральных земельных участков, которые уже не используются в сельском хозяйстве и для нужд обороны.
 
Третье. Создать простую и прозрачную процедуру предоставления земельных участков для строительства объектов транспортной, инженерной инфраструктуры. Необходимо упростить порядок предоставления таких участков, исключив процедуру предварительного согласования места размещения объекта. Сегодня цикл предоставления земельных участков для указанных целей без проведения торгов занимает от одного до трёх лет. Требуется сократить эти сроки до трёх-пяти месяцев.
 
В выводах рабочей группы констатируется, в частности, что 2011 году были внесены законодательные изменения, позволяющие безвозмездно передавать ЖСК земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Для реализации этих изменений изданы постановления Правительства России об утверждении типового устава кооператива и перечень категории граждан, имеющих право быть их членами. Вместе с тем до настоящего времени в большинстве субъектов Федерации и федеральных органах исполнительной власти не приняты нормативные правовые акты об утверждении правил формирования таких списков.
 
Кроме того, считают члены рабочей группы, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность бесплатного предоставления земли кооперативам для строительства не только многоквартирных домов, но и малоэтажного жилья. Для привлечения специалистов на работу в сельскую местность и в малонаселённые муниципальные образования необходимо предусмотреть возможность бесплатного получения ими земельного участка по перечням, утверждаемым регионами.
 
В материалах подчеркивается, что анализ опыта реформирования земельного налога выявил системное отсутствие на местном уровне экономически обоснованных подходов к установлению ставок налога и арендной платы. Как правило, их ставки устанавливаются на максимальном уровне, что приводит к банкротству предприятий малого и среднего бизнеса.
 
Земля, как уникальный природный ресурс и как средство производства подлежит особой охране,  - убеждены члены рабочей группы. В связи с этим, - говорится в подготовленном докладе,  особую актуальность приобретает совершенствование системы государственного и муниципального земельного надзора. Законодательством предусмотрено четыре вида земельного контроля: государственный надзор, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти (Росреестр, Росприроднадзор и Россельхознадзор), а также муниципальный, общественный и производственный контроль.
 
При этом по всем категориям земель наблюдается устойчивый рост земельных правонарушений. Их основной причиной является несовершенство земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Сегодня установлен недостаточный размер санкций за земельные правонарушения, он не соответствует реальным доходам граждан и организаций. Действенной мерой будет не простое увеличение размера административных штрафов, а применение нового подхода к определению размера штрафа на основании кадастровой стоимости земельного участка.
 
Далее началось обсуждение с участием членов президиума Госсовета. И первым, кому  предоставил  слово Президент России, был губернатор Волгоградской области.
 
С.БОЖЕНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
 
Я хотел бы добавить и поддержать коллегу Берга по вопросу расширения залоговой базы в сельском хозяйстве. Сегодня расширение такой базы осуществляется за счёт земельных долей, принадлежащих участникам долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. И данная позиция основана на общих нормах гражданского законодательства, согласно которому участник общедолевой собственности может заложить свою долю в праве на общее имущество без согласия других собственников. Однако Федеральный закон № 101 об обороте земель сельхозназначения не допускает передачу земельных долей в залог и тем самым ограничивает граждан и юридических лиц в праве распоряжаться своими земельными долями по сравнению с собственниками другого недвижимого имущества.
 
В.ПУТИН:  Это известная заноза. И что Вы предлагаете?
 
С.БОЖЕНОВ: Владимир Владимирович, может быть, как-то подправить и дать возможность собственникам право залога?
 
В.ПУТИН: Давайте так.
 
С.БОЖЕНОВ: Спасибо.
 
В.ПУТИН: Нет, секундочку. Это известная заноза, одна из проблем. Только у меня  к Вам просьба и ко всем другим. Недостаточно обозначить проблему и сказать: «Надо как-то подправить». Предложения формулируйте. Как подправить, что конкретно Вы предлагаете? Сформулируйте хотя бы проект этой нормы. Ладно? А так Вы правильно обратили внимание на проблему.
 
Оставим этот диалог без комментариев - тут все ясно и без лишних слов. Но тема для области очень важная и, вне всякого сомнения, получит развитие. Вот, к примеру, какой факт был озвучен на прошедшей в конце минувшей недели  международной  научно-практической конференции «Альтернативы регионального развития», которую еще называют «Шабунинские чтения».
 
Так, Контрольно- счетная палата Волгограда, проделав определенную работу,  пришла к выводу, что условная доходность одного гектара земельного участка составляет 23, 91 тыс. рублей в год. Между тем в Саратове это уже 37,6 тыс рублей, в Самаре - 70, 7 тыс.рублей, а в Ростове -на Дону и вовсе 107, 8 тысяч рублей в год. Отмечается, что в Волгограде на сегодняшний день платно используется всего 30, 1 % площадей земельных участков. При грамотной работе с ними объем доходов, собираемый на территории Волгограда в планируемой перспективе стратегического развития,должен  был составить 209, 5 млрд.рублей (!). Однако в прогнозе стоит более скромная цифра - 161, 5 млрд.рублей, или 77% от контрольных параметров.
 
Как говорится, почувствуйте разницу! Или, как сказал бы Владимир Путин, «Нет, секундочку, Сергей Анатольевич…» 


Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий