Что имеем -  не храним, а потерявши,  бросаемся в бой с тенью

Инициатива председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко о резком увеличении штрафов за разрушение объектов культурного наследия должна быть поддержана, в том числе и в регионах. Такое мнение высказал член Общественной палаты Волгоградской области, заместитель председателя Общественного совета при министерстве культуры Волгоградской области, заслуженный работник культуры РФ Ефим Шустерман.

- Напомню, что на территории Волгоградской области находится 44 памятника истории и культуры федерального значения, а 2646 объектов культурного наследия имеют статус регионального значения и еще 17 поселений являются исторически населенными местами Российской Федерации, подлежащих государственной охране, - подчеркнул Ефим Михайлович в разговоре с журналистами

- Не так давно,- продолжил он, - были обнародованы такие данные: ежегодно в России исчезает по 300-400 объектов культурного наследия. Да, законом предусмотрено уголовное наказание за их разрушение и уничтожение, но что- то не припомнится, когда в последний раз эти статьи применялись. Поэтому полагаю, что инициатива Валентины Матвиенко о введении в рамках административного судопроизводства более жесткого наказания недобросовестных инвесторов, девелоперов, которые зачастую умышленно доводят памятники культуры до аварийного состояния, необходимы. И правильно, если штрафные санкции будут применяться к чиновникам, не без помощи которых, зачастую и происходят эти безобразия, сказал член Общественной палаты Волгоградской области.

Несколько дней назад эта тема, среди других, обсуждалась на пресс-конференции с участием министра культуры Волгоградской области Виктора Гепфнера. Поводом для ее проведения стала рекомендация Общественного совета: довести до жителей региона информацию о том, как идет работа по определение границ и зон охраны Центральной набережной Волгограда.

Сразу было подчеркнуто, что работа по установлению границ территорий объектов культурного наследия, как в регионе, так и в целом по России, сопряжена с большими процессуальными сложностями. Если раньше устанавливались границы только крупных архитектурных сооружений, ансамблей, музеев-усадеб, то сейчас это касается памятников истории и памятных

Как совершенно точно подчеркивает в своем отчете журналист Юлия Гречухина, полномочия по проведению этих работ переданы на уровень субъектов федерации. По новому законодательству региональный минкульт устанавливает территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования и – следующий шаг – разрабатывает проекты зон охраны памятников (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта).

Министр культуры Волгоградской области Виктор Гепфнер подчеркнул, что в этой масштабной работе ведомство опирается на закючения специалистов, экспертов.

На сегодняшний день разработано 58 проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе на дом Серафимовича; братскую могилу воинов 13-й гвардейской стрелковой дивизии, погибших при обороне Сталинграда; танк «Т-34» – «Челябинский колхозник» и др. Организована государственная историко-культурная экспертиза 27 проектов зон охраны, в том числе на руины дома директора завода «Баррикады», в котором находился командный пункт 138-й Краснознаменной стрелковой дивизии.

Приняты правовые акты об установлении границ территории 13 достопримечательных (памятных) мест федерального значения. Среди них такие крупные объекты, как памятное место соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов под Калачом, где сооружен монумент; передний край обороны Сталинграда, обозначенный танковыми башнями; остров Людникова.

Подготовлены к установлению границ 26 объектов, в том числе историческое место «Лысая гора»; элеватор, за который шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками, и ряда других. Подготовлены к утверждению границы территорий штаба обороны Царицына, дома Павлова и т. д. Установлены границы территории объектов: развалины Сарай-Берке, который считается второй столицей Золотой Орды; памятников регионального значения: пожарный пароход «Гаситель», Свято-Духов монастырь, ансамбль набережной реки Волги и других.

С последним объектом связана шумиха в СМИ и на интернет-форумах. Объясняется это, отчасти и тем, считает принявший участие в пресс-конференции Ефим Шустерман, что, хотя ни один из предложенных летом эскизных планов предполагаемой застройки Центральной набережной не был полностью одобрен, разговоры о намерениях изменить облик объекта исторического и культурного наследия не прекращаются. Оппоненты задают властям резонный вопрос, не будет ли любимое место волгоградцев застраиваться в коммерческих интересах и с нарушением неповторимого архитектурного ансамбля?

Негативную реакцию, продолжает свой отчет о пресс-конференции Юлия Гречухина, вызвала корректировка утвержденных 6 июня границ набережной. Разъяснения дал начальник департамента государственной охраны объектов культурного наследия регионального минкульта Александр Ситников были даны на пресс-конференции.

- Нам необходимо было еще раз уточнить границы территории. Принятые после корректировки границы отвечают историческим реалиям. Изначально проект территории разрабатывался архитектором Виктором Тихоновым исходя из Постановления Совета министров СССР 1951 года о развитии и застройке Сталинграда. Там Центральная набережная рассматривалась в границах от реки Царицы до так называемого городка Нобеля, где ныне мостовой переход. При этом не было учтено, что в 1945 году был утвержден Генплан Сталинграда, согласно которому ансамбль набережной развивался до улицы 13-й Гвардейской дивизии, - разъяснил Ситников.

К 1952 году была завершена первая очередь устройства набережной от реки Царицы до здания театра музкомедии. Затем строительство продолжалось до улицы 13-й Гвардейской и далее, но уже в иных архитектурных решениях и по иным принципам. Поэтому, гуляя вдоль Волги, мы видим сначала более парадную архитектуру до здания музыкального театра, затем более простые формы до здания музея-панорамы – памятника федерального значения, у которого будут свои зоны охраны.

Нижняя часть набережной, продолжает Ситников, долгое время использовалась для хозяйственных городских нужд. Там располагались пакгаузы, магазины, склады, проходила ветка железной дороги. Благоустраиваться она начала только со строительством речного вокзала в 1966 году, когда проходили намыв и укрепление береговой линии. Поэтому нижняя терраса не вошла в территорию объекта культурного наследия.

– Замечаний ни от прокуратуры, ни от минюста мы не получили, – подчеркивает чиновник.

В дополнение Лариса Дубина, директор Областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, поясняет, что на полосе от поймы Царицы до гостиницы «Турист» очень много памятников федерального и регионального значения со своими территориями и предметами охраны, которые согласно новому законодательству не должны накладываться друг на друга. Ни один памятник не останется без присмотра, не будет снесен, заверяет специалист.

Здравую мысль высказал Сергей Сена, член Общественного совета при губернаторе Волгоградской области. Он считает, что на территории, где находятся объекты культурного наследия, по которым не определены границы, нужно объявить мораторий на градостроительную деятельность:

– Это означает, что ни землеотводы, ни разрешения на строительство не должны выдаваться до тех пор, пока не будут установлены границы территории, зоны охраны и их регламенты. Такой документ нужен на уровне правительства Волгоградской области. Кроме того, для набережной нужен историко-культурный опорный план, который учитывает все ранее произошедшие события.

Как добавил Ефим Шустерман, можно только приветствовать стремление тех журналистов, которые хотят объективно проанализировать положение дел в такой непростой сфере, как сохранение объектов исторического и культурного наследия, а также установление границ территорий объектов культурного наследия.

Однако, оценивая эту работу, очень важно учитывать катастрофическое недофинансирование работ по сохранению объектов культурного наследия: памятников культового зодчества, мемориальных сооружений, памятников, посвященных защитникам Отечества, важным историческим событиям, видным деятелям культуры, науки и других. Загляните, коллеги, в бюджет области, и вы увидите, что данное направление в приоритетах не ходит.

- Вот о чем должны еще позаботиться законодатели на всех уровнях власти. И ввести в Кодекс об административной ответственности штрафные санкции по отношению к тем, кто финансово не обеспечивает сохранение того, что должно гарантировать сбережение исторической у культурной традиции народов.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий