В минувшую пятницу представители профсоюзов Волгограда приняли участие в пикете, который проводился в Москве в рамках акции Общероссийского профсоюза образования в поддержку требований по закреплению в «Законе об образовании Российской Федерации» важнейших социально-экономических прав и гарантий работников образования и студенчества.
Требования Профсоюза были изложены в «Обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 23 сентября 2012 года, под которым подписались свыше 1 089 772 работников образования.
В адрес Президента России, Правительства России, Госдумы РФ, Совета Федерации РФ, Министерства образования и науки РФ, с требованиям учесть замечания Профсоюза, было направлено свыше 44 292 телеграмм. От Волгоградской области было отправлено около двух тысяч телеграмм, а под упомянутым обращением свои подписи поставили 26582 члена областной отраслевой профсоюзной организации.
В тот же день студенты вузов Волгограда проводили акцию «Такой закон нам не нужен». Они направляли телеграммы в Государственную Думу, требуя закрепить в законе гарантированный минимальный размер государственной стипендии и размер платы за проживание в общежитии в объеме не более 5% от государственной стипендии. И все это происходило в день, когда в профильном комитете Госдумеы завершалось обсуждение поправок ко второму чтению законопроекта «Об образовании».
На их рассмотрение ушло больше 20 часов — понадобилось три заседания. Последнее было решающим. Всего ко второму чтению было внесено 1,6 тыс. поправок, 300 из них комитет по образованию одобрил и рекомендовал к принятию в новой редакции законопроекта. Среди поправок оказалось много уточняющих, но к принятию были рекомендованы и важные изменения.
Так, педагогические работники, проживающие в сельской местности и рабочих поселках, будут иметь право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Кроме того, в случае, если они проживали на селе и проработали там не менее десяти календарных лет, за ними остаются права на сохранение этих льгот и после выхода на пенсию (вокруг этого пункта было больше всего дискуссий). Впрочем, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер соцподдержки, в законопроекте не зафиксирован: все это будет устанавливать правительство.
В «школьном» блоке получила поддержку недавняя инициатива общественного совета при Минобрнауки на год продлить действие сертификата ЕГЭ -после вступления закона в силу сертификат будет действителен три года, а не два, как сейчас. Школы, как и ныне, смогут устанавливать требования к одежде учеников. Кроме того, в проекте закона появится новая статья, которая гарантирует получение образования на государственном языке (то есть русском), а также выбор языка обучения и воспитания.
Отдельно оговаривается, что в образовательных организациях, расположенных на территориях республик, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик, но не в ущерб русскому.
Также депутаты уточнили позицию по вопросу сохранения сельских школ: принять решение о ликвидации или реорганизации такой школы будет недопустимо без учета мнения местных жителей. Есть радостная новость и для вузов: реорганизовать или ликвидировать образовательные организации можно будет «только на основании положительного заключения специальной комиссии», которая должна оценить последствия такого решения. Порядок создания комиссии, подготовка ею заключения устанавливается правительством.
Статью о декларации доходов руководящих сотрудников образовательных учреждений в законопроект решили не вносить. Но это требование вскоре все равно будет узаконено, и администрации вузов придется раскрывать свой доход: соответствующие изменения появятся в Трудовом кодексе.
Большинство поправок, связанных с дополнительным финансированием в рамках стипендиальных выплат, потерпели фиаско: представители профильных министерств высказались против дополнительных льгот даже для особых категорий учащихся. В процессе дискуссий удалось лишь дополнить список претендующих на социальные стипендии категориями «инвалиды боевых действий» и «инвалиды детства». Все депутаты единогласно поддержали эту поправку, несмотря на протесты чиновников из Минобрнауки и Минфина.
Во втором чтении законопроект «Об образовании» будет рассмотрен Госдумой 14 декабря. Ранее планировалось принять документ 11 декабря, но, как пояснили депутаты, из-за огромного количества письменной и бумажной работы сроки пришлось передвинуть. Ожидается, что законопроект будет окончательно одобрен до Нового года.
Как заявил по итогам заседания первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, «к сожалению, ожидания серьезного изменения законопроекта, сбылись в минимальной степени». В частности, межфракционная депутатская группа, принимающая ключевые решения, «так и не собиралась ни разу». Он подчеркнул, что «законопроект станет лучше, чем тот который был принят в первом чтении.
По его словам, с момента рассмотрения законопроекта в первом чтении «было сделано несколько шагов вперед». В частности, в документ были возвращены некоторые положения, касающиеся социального обеспечения, которые до этого «вычистило» Министерство финансов.
В качестве еще одного «плюса» депутат отметил, возвращенные коммунальные льготы для сельских учителей. «В первом чтении фактически ликвидировались коммунальные льготы для сельского учителя. Сейчас написано, что льготы должны быть, но размеры определяются региональным законодательством», - сказал Олег Смолин.
Он также коснулся темы высшего профессионального образования. «Что касается вузов, то здесь практически ничего не изменилось», а, говоря о студентах, Олег Смолин заявил, что «плата за общежитие не должна превышать десяти процентов от расчетной стипендии». Парламентарий также отметил, что «в первом чтении было очень плохо прописано электронное обучение», ко второму чтению эта ситуация была решена.
При этом депутат высказал мнение о том, что будущий закон в целом станет хуже, «потому что мы сравниваем его с тем законодательством, которое уже существует». «Закон будет хуже на 10—15 позиций, чем тот, который существует сейчас.
Как бы там ни было, но стоит отметить и такое обстоятельство: ряд мер, предусмотренных новым законопроектом для учителей сельских школ, еще в 2010 году был введен в регионе законами Волгоградской области, а в середине прошлого года они были уточнены и расширены. Выходит, что опыт Волгоградской области теперь получит развитие в Федеральном Законе «Об образовании».