Как известно, на днях премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил государственную программу "Содействие занятости населения" на 2013-2020 годы. Целью госпрограммы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Разъясняя основные положения программы, разработанной Минтруда, заместитель министра Татьяна Блинова отметила, что активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан предполагает профессиональную переподготовку центрами занятости населения, профориентацию и стимулирование переезда в поисках работы в экономически благополучные с точки зрения развития рынка труда регионы.
Кроме того, в рамках этого направления, как следует из программы, необходимо развивать гибкие формы занятости, в том числе дистанционные, чтобы повысить уровень трудоустройства людей с ограниченными возможностями и родителей детей-инвалидов. В программе есть и третье направление – "Развитие институтов рынка труда", которое предполагает мероприятия, позволяющие ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты.
Описывая в программе ситуацию на рынке труда, ее авторы отмечают, что в России, в отличие от зарубежных стран, существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица)». Возникает вполне резонный вопрос: «Какое содействие занятости населения можно оказывать, если неизвестна реальная численность безработных?
Совсем недавно в Волгограде стали известны итоги аудита эффективности, осуществленного КСП региона в сфере занятости населения региона. Как следует из документа, комплекс мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда и реализованных в основном за счёт финансовой помощи из федерального бюджета, оказал позитивное воздействие на сферу занятости населения Волгоградской области. Так , с 2009 по 2011 годы число безработных в регионе уменьшилось более чем на 30 процентов. Общая безработица в регионе, преодолев свой пик в 2009 году – 139,7 тыс. чел. (или 10,4% экономически активного населения), в 2011 году снизилась до 92,4 тыс. чел. (6,9%). Регистрируемая безработица за этот период также уменьшилась – с 2,7% до 1,6 процента.
На фоне отдельных регионов, схожих по уровню социально-экономического развития (Воронежской, Саратовской, Оренбургской областей и Ставропольского края), в Волгоградской области в 2010-2011 годах наблюдалось максимальное уменьшение количества зарегистрированных безработных и уровня безработицы. При этом расходы региона на достижение единицы результата в 2011 году оказались меньше, чем во всех сравниваемых субъектах: снижение на 1 тыс. зарегистрированных безработных потребовало 72,2 млн. руб., а, к примеру, в Саратовской области – 378,9 млн. рублей.
Доля трудоустроенных при содействии службы занятости жителей региона составила в 2011 году, по отчетным данным, 61,1% от обратившихся. Это – один из лучших показателей среди регионов, схожих по уровню социально-экономического развития. Однако аудиторы КСП приходят к однозначному выводу: областному министерству по труду и занятости вместе с подведомственной ему службой занятости населения еще есть над чем работать
Выявив несовпадение дат в карточках регистрации заявителей с учетными данными программного комплекса СЗН и изучив личные дела получателей услуг, финансовые контролеры установили факты регистрации центрами занятости трудовых мигрантов, которым не требовалась и не оказывалась услуга по содействию в поиске работы, т.к. они уже были трудоустроены. Выявились также факты регистрации обращения и признания безработными тех лиц, вопрос трудоустройства которых практически был уже решен ранее.
Такая практика, говорится в материалах КСП, позволяет обеспечивать «необходимый» уровень регистрируемой безработицы и увеличить показатели по уровню трудоустройства. Выборочной проверкой подобные факты зафиксированы в ЦЗН г.Волгограда, г.Волжского, Светлоярского, Чернышковского, Котельниковского, Калачевского, Среднеахтубинского и Городищенского районов. «Улучшает» показатели служб занятости и многократное трудоустройство одних и тех же граждан на общественные или сезонные работы к одним и тем же работодателям. Такие случаи зафиксированные практически повсеместно.
Из числа зарегистрированных безработных в 2010-2011 годах прошли профпереподготовку и повысили свою квалификацию с целью трудоустройства более 16 тысяч человек. Из них около 1,5 тысячи человек вновь признаны безработными. Аудит показал, что при направлении на учебу службой занятости не определялся ни перечень приоритетных профессий, ни востребованность их на рынке труда, а зачастую при наличии у гражданина необходимой профессиональной квалификации и значительного количества вакансий по данной специальности, безработные граждане направлялись не на эти вакансии, а на переподготовку по другой профессии.
Например, при наличии в Волгограде в 2011 году 688 вакансий бухгалтера, было зарегистрировано с такой же специальностью 1370 безработных и 223 человека дополнительно обучено по этому профилю. В то же время по таким профессиям, как газорезчик, монтажник, токарь и др., подготовлено лишь порядка 1% от заявленных вакансий. Вместе с тем проверяющие отметили, что имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, т.к. в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами и тяжелыми условиями труда. В 2011 году доля рабочих профессий в общем количестве вакансий составила 77,6%.
Исследование банка вакансий на Интернет-ресурсе Министерства по труду и занятости Волгоградской области показало его несостоятельность в качестве действенного инструмента в поиске работы и отставание от аналогичных сайтов других регионов. Он плохо обнаруживается поисковыми системами, не всегда актуален, имеет примитивный набор параметров поиска вакансий, не содержит их важных характеристик, в том числе и сведений о работодателях. Между тем, по мнению КСП, банк вакансий на Интернет-ресурсе может и должен стать качественным и эффективным связующим звеном между соискателями и работодателями.
В целях повышения результативности использования средств бюджета и качества государственных услуг в сфере занятости КСП предложила целый комплекс мер, реализуя которые министерство по труду и занятости Волгоградской области вместе с подведомственными ему учреждениями могут существенно улучшить ситуацию на рынке труда. В ходе проведения контрольного мероприятия определенные подвижки в этом направлении со стороны ведомства уже сделаны, - отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.
Также подчеркивается, что КСП Волгоградской области выступила пионером проведения аудита в сфере занятости населения. Его результаты планируется направить в контрольно-счетные органы других российских регионов для изучения и возможного использования в своей работе.