Сегодня председатель Общественной палаты Волгоградской области Олег Иншаков направил губернатору Сергею Боженову письмо, в котором говорится, что Совет палаты рассмотрел и утвердил Резолюцию и рекомендации публичных слушаний на тему: «Информационная политика региона: практика, тенденции, перспективы».
Как следует из письма, оба документа направлены и губернатору, и председателю правительства региона, и в областную думу. Отметим, что в таком разрезе проблемы взаимоотношения власти, общества и средств массовой информации в регионе не обсуждались ни разу.
Но время требует перемен – и это сегодня уже настолько очевидно, что не может не вызывать беспокойства. Вот почему и состоялись в Волгограде слушания, вот почему подготовлены публикуемые ниже документы. Общественная палата региона, как институт гражданского общества, приглашает и власти региона, и политические партии, и общественные организации, и, разумеется, средства массовой информации принять участие в решении тех проблем, которые обозначили
Резолюция и рекомендации
общественных слушаний на тему:
«Информационная политика региона: практика, тенденции, перспективы»
«Участники слушаний: члены Общественной палаты Волгоградской области, депутаты Волгоградской областной Думы, представители Правительства региона, Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области, представитель Главного федерального инспектора в Волгоградской области, руководители и представители ряда федеральных, областных, городских и районных средств массовой информации, общественных советов при министерствах региона, управлений федеральных структур, эксперты, политологи и социологи отмечают, что новые технологии, тенденции развития гражданского общества заставляют по-новому взглянуть на государственную информационную политику, которая должна стать одним из главных стратегических ресурсов развития Волгоградской области.
Необходимо шире и системно использовать новации, связанные с изучением и пониманием мнения гражданского общества, принимать верные решения с тем, чтобы правильно отражать действия государственной власти в средствах массовой коммуникации, доставлять достоверную информацию населению, а органам власти – релевантную, то есть не только достоверную, но и пригодную для использования в процессах управления.
Сегодня не обойтись без информирования населения о решениях и деятельности органов власти. Однако позиция СМИ при этом должна отражать разные точки зрения, и запретительные меры в подобной практике должны пресекаться. Нельзя забывать, что в соответствии с законодательством граждане имеют право на доступ к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, а деятельность средств массовой информации регулируется федеральным законодательством.
Государственная региональная информационная политика должна отражать и учитывать множество интересов как региональных и муниципальных органов власти, так и граждан, общественных организаций и движений, бизнес-сообщества. Информационная политика может стать эффективной лишь в случае, если носит комплексный, системный характер, является открытой и направлена на соблюдение баланса интересов власти, гражданского общества и СМИ.
Многие участники общественных слушаний подчеркнули, что именно этого и не хватает сегодня региону. Одна из негативных тенденций в немалой степени связана со сложившейся практикой в СМИ, финансируемых из бюджетных источников.
Сегодня в Волгоградской области имеет место масштабнейшая подмена понятий. Региональные и муниципальные СМИ, получающие поддержку из бюджетов, представляют не государственные интересы, а, в первую очередь, выполняют функции рекламных агентов чиновников разного уровня. Это касается и так называемого «информационного обслуживания» органов государственной и муниципальной власти», которое осуществляется по договорам и контрактам.
Участники слушаний неоднократно отмечали, что при практике, сложившейся в регионе эти немалые бюджетные расходы являются косвенной «покупкой» временной лояльности негосударственных СМИ к представителям власти. Это развращает и депрофессионализирует журналистику, приводит к нарушениям федеральных законов, регулирующих деятельность СМИ и нормы проведения госзакупок, а, главное, лишает граждан права на достоверную информацию, что, в конечном итоге, наносит ущерб общественным интересам региона.
Участники слушаний считают, что бюджетные расходы на эти цели должны не повышаться, а минимизироваться. Для стимулирования качественной журналистики целесообразнее шире использовать возможности грантовой поддержки средств массовой информации на основе действующего законодательства Волгоградской области.
Одна из сложных, но актуальных задач состоит в том, чтобы точно определить перечень функций государственной информационной политики на региональном уровне.
Еще одна из перспективных задач – формирование медиа-карты региона, которая представляет собой регулярно обновляемую базу данных о структуре медиа-пространстве региона, объёме аудитории СМИ, их информационной направленности и специфике подачи общественно-политической информации. Данная информация должна быть не только достоверной и научно-обоснованной, но и открытой для доступа. Только при этом условии можно говорить о реальных критериях эффективности размещения информации в тех или иных СМИ.
Очень важно, чтобы информация была не сдерживающим фактором, не фактором, который приводит как население, так и власть к апатии и растерянности, а мобилизовала население на решение актуальных и стратегических задач региона. Важно создать механизмы общественного контроля любых инициатив, которые могут нанести ущерб имиджу региона на всех уровнях.
Обращает на себя внимание и тот факт, что министерство печати и информации Волгоградской области не исполняет одну из важнейших функций органов государственной власти – открытого информирования о своей текущей деятельности и её результатах. В частности, на официальном портале Министерства полностью и давно отсутствует информация о деятельности подведомственных учреждений.
В большинстве своем участники слушаний пришли к такому выводу: осуществление государственной информационной политики на территории Волгоградской области нуждается в повышении эффективности, научной обоснованности и системности, а сегодня государственная информационная политика подменяется реализацией текущих административно-политических интересов структурвласти разного уровня.
Для реализации перспективных задач участники общественных слушаний
рекомендуют:
- разработать проект Концепции информационной политики региона (декабрь 2012 г.). Создание, определение формата и процедура принятия данного документа должны быть публичным предметом общественной дискуссии, с привлечением максимально широкого круга заинтересованных сторон, представителей Общественной палаты, Общественного совета при министерстве печати и информации, экспертов;
- определить точные требования к содержанию и тематике СМИ, дотируемых их бюджетов, ограничить в них злоупотребления в саморекламе политиков и чиновников руководящего звена;
- формирование прочного барьера общественного контроля, в т.ч. посредством средств массовой информации, против инициатив, способных нанести ущерб и Волгограду, и региону в общественном мнении России и зарубежных стран;
– необходим срочный пересмотр и переработка на научно-методической основе критериев оценки эффективности работы Министерства печати и информации;
- подготовить и поместить отчётность о деятельности министерства за 2011-2012 год на официальном сайте министерства. Предложить профильному комитету Волгоградской областной Думы совместно с КСП региона разработать параметры для данного отчёта. Обсуждение бюджетных предложений министерства производить только после утверждения отчётных документов;
- сформировать совместный с министерством печати и информации план работы по выработке основных направлений развития информационной политики Волгоградской области на базе Волгоградского регионального отделения Союза журналистов России (далее ВРО СЖР);
- оказывать содействие ВРО СЖР в организации и проведении различных публичных мероприятий для СМИ (совместная организация журналистских конкурсов, тематических семинаров с привлечением представителей пресс-служб региональных структур (ведомств) и т.д.)
- организовывать проведение выездных заседаний, семинаров и круглых столов в муниципальных образованиях Волгоградской области с привлечением к работе в них представителей местных органов власти. Считаем целесообразным привлекать к данной работе представителей всех СМИ региона, всех уровней власти, бизнес-сообщества, лидеров общественного мнения региона.
- обратиться к губернатору Волгоградской области с просьбой поручить министру по печати и информации подготовить в установленные сроки официальный ответ Общественной палате Волгоградской области, содержащий конкретные предложения и инициативы по реализации перечисленных рекомендаций и профилактике негативных тенденций, характерных для информационного пространства нашего региона.
- направить Резолюцию и рекомендации общественных слушаний губернатору Волгоградской области, председателю правительства Волгоградской области, председателю Волгоградской областной Думы.
При подготовке перечисленных рекомендаций
Общественная палата Волгоградской области исходила из нескольких базовых принципов:
- принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия, вне зависимости от их политического, экономического статуса;
-ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе законодательства;
- власти региона, городских округов и муниципальных районов законными средствами обеспечивают защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающую, в том числе, и через средства массовой коммуникации;
- создание таких организационных, правовых, экономических и технологических условий, при которых СМИ будут эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и органов власти;
- решение комплекса вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработке конструктивной позиции к негосударственным средствам массовой коммуникации.
Председатель
Общественной палаты
Волгоградской области О. В. Иншаков