Актер питерского театра «Буфф», автор знаменитого хита «Комбайнеры» наезжает из северной столицы в очередной раз приехал в Михайловский район Волгоградской области к любимой родне. Это дало ему возможность представить в Волгограде и свою книгу «Волгоградские лица», и новый диск «Звонарь» и договориться о сольном концерте, и провести пресс-конференцию, на которой побывала журналист Юля Гречухина.
Сперва выгнали из института
«Волгоградские лица» – альбом черно-белых рисунков. Книга посвящена Лехе Ляхову и всем жителям Раковки, где «другие люди живут, о которых совсем не поют».Туда вкраплены рассказики-зарисовки в задумчивых подборках «Зона рискованного земледелия», «Саранча».
Незамысловатые наблюдения. «Иловля. Базар для дальнобойщиков. Запах шашлыка уходит в сиреневое небо», «Главная черта волгоградских пастухов – открытые просторные лица». Отдельно – миниатюры про казаков-хуторян.
– Самое тяжелое было рисовать гелевой ручкой степную траву, можно было с ума сойти. Всех своих друзей я копировал с фотографий. И одеты они соответственно, в турецкие синтетические свитера и футболки с иностранными надписями, как все ходили в 90-е. Никакого лубка. Правда, плетни, чаканные крыши, подсолнухи, прочий казачий колорит присутствует.
Растеряев сделал эту книгу в 19 лет, будучи на третьем курсе театрального института. Для отдушины, говорит. Тогда был сложный период, не получалось с актерской реализацией. Вот и начал на листочках изображать Раковку и окрестности, где жизнь проистекает без лишней блажи, а народ в отличие от офисного планктона работает, а не дурью мается. Рисовал, и больше ничем другим не занимался. Так из института и выгнали. «Потом, конечно, восстановили. А к тому времени уже накопилась кипа картинок. Показал родителям - художникам. Лет через пять из этих набросков сложился сборник».
Сперва книга была выпущена в Германии крошечным тиражом и сразу стала раритетом. Теперь дошла очередь до России. «Сейчас у меня в комнате помещается только диван. Все остальное место занимают штабеля этого издания»,- говорит Игорь. Как будто чего-то стесняясь, он рассказывает, что книга не дешевая (около 500 рублей), так что в книготорговые сети ее не отдал (с наценкой еще дороже выйдет), распространяет потихоньку на концертах.
На елке в образе Дюдюки
– Жизнь моя проходит так, – отвечая на вопросы волгоградских журналистов, Растеряев обстоятельно перечисляет:– два-три раза в месяц концерты. Продолжаю служить в театре, начались елки, где играю Дюдюку Барбидокскую, жуткую вредину из мультфильма. Новый год решил встретить дома в Питере. В прошлом году в Раковке отмечал, а на этот раз люди из «раковской диаспоры» нагрянут к нам в город на Неве.
Чем запомнился этот год?
– Если честно, то тем, что мы с Алексеем Ляховым не очень много сомов поймали в хуторе Глинище. Это по сравнению с прошлым годом, который был абсолютно рекордным, – самый большой сом весил 40 кг и ростом был с меня.
Между Невой и Медведицей. Найди отличия
Что тянет жителя мегаполиса Растеряева «далеко от больших городов, там, где нет дорогих бутиков»?
– Папа родом оттуда, из Михайловского района, из хутора Орешкин, которого уже нет на карте. Меня в Раковке воспринимают так, как будто вчера подосвиданькались. За последние годы стал туда даже чаще ездить. И сразу сажусь на свой «Урал» с коляской и начинаю всем попадаться на глаза.
Мотоцикл, говорит Растеряев, хорош тем, что по лесу без проблем идет, в люльку можно 14 арбузов закатить, да и на рыбалку на нем хорошо гонять. Переметы и Леха Ляхов в коляску помещаются, тогда «Урал» становится практически непереворачиваемым.
По Питеру же он рассекает на иномарочке антибрутального голубого цвета, поэтому постоянно под дворники ему подкладывают рекламы типа «Стань роскошной блондинкой». Только казачий флаг на лобовухе выдает пол владельца.
В Питере он ловит не сомов, а корюшку – маленькую вкусную рыбку, пахнущую огурцом.
– С 1 по 10 мая у меня никогда никаких больших дел не намечается. Потому что идет корюшка. На реке Сязь с приятелями на лодке едем тралить. Ловлей корюшки промышляет там вся деревня. В кустах сидят деды и бабушки с сотовыми телефонами и предупреждают браконьеров, если с Ладоги идет ОМОН.
В деревне главное – друзья. Дома тоже главное – друзья. Полный холодильник варенья, сваренный матерью. Опять же для друзей.
Только чай. С алкоголем завязал
В том, что Растеряев предпочитает зеленый чай, а не кофе, мы убедились воочию.
– Недавно был юбилей: десять лет трезвого образа жизни. Я завязал с алкоголем, чему несказанно рад. Понял, что пора заканчивать, или оттащат на Крестовый хутор. Песня «Васильки и ромашки» появилась уже потом, но по этим мотивам.
Чем опасен патриотизм
В альбоме «Звонарь» – 11 песен, которые «удалось напридумывать». Растеряев сам же его и оформил: «Вот раковский магазин, у которого начались песнопения, все мои кореша, грузчики арбузных фур».
Вложен буклет-раскладушка с фотографиями прототипов песен, большинство из которых корнями уходят в волгоградские степи. Кроме песни «Веселей», где ведут диалог два его предка, один из которых в гражданскую войну эмигрировал, а другой остался на Родине. Да «Георгиевской ленточки», родившейся в Питере. «Сегодня эту ленточку носить/ На сумке можно, можно – в виде брошки,/ Но я прекрасно помню и без лент,/Как бабка не выбрасывала крошки».
– Патриот ли я? В книжке своей пишу: «Может быть, чувство томящего милого воспоминания и есть любовь к Родине». Вообще, эти темы опасны, потому что в них всегда много пафоса. В Питере у меня над диваном висит коллективное фото: слушатели курсов председателей колхозов в Сталинградском сельхозинституте. Среди них – мой дед. 1954 год. Лица суровые. И видно, что институт, который тогда только что построили, стоит, словно в чистом поле: вокруг ничего нет, горизонт. С этим снимком у меня связана ассоциация со Сталинградской битвой. Хотелось бы написать и о ней, и о Мамаевом кургане.
За политическими новостями не слежу. Захожу в «Яндекс» посмотреть погоду и заодно смотрю: там прорвало трубу, там еще что-то произошло. Чтобы какие-то новости послужили для обсуждения с друзьями, такого не помню. Даже конец света не напугал. Я его буду встречать в самолете по дороге на гастроли в Якутию, в поселок Альхал Мирнинского Улуса.
Если бы писал про «пуси-муси»
Должен ли артист много зарабатывать? Смотря за счет чего. Если коммерческие предложения соответствуют его пути, то почему нет. А петь на корпоративах под стук вилок про ребят, которые умерли от водки или про погибших в Чечне – это как-то не правильно. Но это не потому, что я весь такой сознательный. Я – это тоже надо понимать – вышел из драматического эстрадного театра «Буфф», который зарабатывал всегда на подобных заказах. Сам я вел свадьбы, можно сказать, на них специализировался до этой своей гастрольной деятельности. И если бы писал какие-то «пуси-муси», то из корпоратов бы не вылезал.
Блиц
Любимый художник – папа.
Любимый поэт – дядя Вася Мохов, чей альбом песен под гитару мы тоже надеемся привезти в Волгоград.
Любимая еда – арбузы из Раковки.
Мечта – сделать гастрольный тур: Калач-на-Дону, Михайловка, Урюпинск.
Образ поклонника – серьезный мужчина лет 25-45.
Не пропусти
13 апреля в Доме офицеров Волгограда планируется концерт Игоря Растеряева.