На очереди крепостное право?

Президент внес в Госдуму поправки к закону "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, ужесточающие санкции как для граждан, которые живут не по месту регистрации, так и для владельцев жилья. В Федеральной миграционной службе говорят, что теперь дело за созданием "учетно-регистрационной системы российского населения".

Почти сто лет назад, 28 апреля 1925 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в нашей стране был введен институт прописки. В то время он был еще уведомительным: граждане, прибывшие в городское поселение на срок более трех суток, должны были прописаться, а при отъезде – сделать соответствующую отметку. Но с декабря 1932 года, когда в СССР были введены внутренние паспорта, регистрация по месту жительства стала обязательной. Проживание без прописки запрещалось и грозило гражданину выселением, штрафами и исправительно-трудовыми работами на срок до полугода. С принятием в 1953 году положения о паспортах появились так называемые режимные города (Москва, Ленинград, столицы союзных республик и ряд других), где прописка регулировалась особенно строго. В 1964 году особый статус Москвы был закреплен "Положением о прописке и выписке населения в Москве".

В постсоветской России обязательную прописку заменили регистрацией. Однако с ней тоже было не все в порядке: главы некоторых регионов, в том числе Москвы, фактически отказались исполнять новый закон. Жесткие правила прописки в столице продолжали действовать до 1996 года. Тогда Конституционный суд признал ряд региональных законов о регистрации противоречащими Основному закону. Однако в феврале 1998 года тот же КС постановил, что "уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства является не только его правом, но и обязанностью".

В вопросах регистрации наши власти регулярно шарахались из стороны в сторону. Так еще совсем недавно ее даже хотели сделать виртуальной – по интернету. Однако в конце 2010 года Владимир Путин, будучи премьером, заявил на заседании Госсовета, что вводить "либеральные формы регистрации граждан" заявочным способом через интернет "рановато". Он тут же напомнил, что в советское время была "статья за нарушение паспортного режима". Премьер сообщил, что и после отмены института прописки очень даже можно "повысить ответственность за нарушение административного режима вплоть до уголовной". Именно это и происходит сейчас.

Внесенный президентом в Думу законопроект вводит новые ограничения как для иностранцев, так и для внутренних мигрантов. В первую очередь, предлагается увеличить размер санкций за нарушение правил регистрации. Гражданин РФ сейчас должен зарегистрироваться по месту пребывания в течение 90 дней, по постоянному месту жительства – в течение семи дней. Однако раньше проживание без регистрации не было выведено в отдельный состав правонарушения (ст. 19.15.1 КоАП). Теперь это сделано. В итоге самому жильцу нарушение будет грозить штрафом от 2 до 3 тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 до 5 тысяч рублей.

Не оставлены без внимания и хозяева жилья: для них тоже вводятся новые штрафы. Для граждан эти штрафы составят до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 250 до 750 тысяч рублей. И, как принято в последнее время, москвичи и питерцы будут нести повышенную ответственность – от 5 до 7 тысяч рублей и от 300 до 800 тысяч рублей соответственно. При этом на собственников жилья возложена почетная обязанность "уведомлять орган регистрационного учета о проживании гражданина", который лично не представил нужные для регистрации документы. Проще говоря, не хочешь платить штраф – стучи, причем в указанные сроки: через три дня после истечения срока предоставления документов жильцов. А чтобы стучали исправнее, вводится уголовная ответственность: за "фиктивную регистрацию" на своей жилплощади можно будет получить до трех лет лишения свободы.

Разумеется, восторгов ни в обществе, ни у независимых экспертов законопроект не вызвал. Первое, что было отмечено экспертами: для борьбы с нелегальной миграцией, о которой много говорит официальный автор проекта, такой закон мало что даст.

Действительно, рассмотрим простую ситуацию: разве оформляет регистрацию трех сотен гастарбайтеров по одному и тому же адресу владелец квартиры? Конечно же, нет. Разве не существует в паспортных столах и отделениях ФМС компьютерных баз, заглянув в которые, госслужащий, занимающийся регистрацией, тут же увидит, что имеет дело с "резиновой квартирой"? Так где же штрафы для чиновников, регистрирующих по несколько сот человек на 30 квадратных метрах?

Второй вопрос – это фактическое равенство мигрантов, приезжающих из-за рубежа, и граждан России, проживающих по каким-то причинам не по месту постоянной регистрации.

Глава ФМС Константин Ромодановский уже вынужден был в эфире телеканала "Россия" объяснять, что "этот закон не касается граждан, кто имеет квартиру по одному адресу, а проживает по другому". Тогда встает резонный вопрос: а зачем тогда в проекте говорится об этих гражданах? И не просто говорится.

Вот определение нового юридического понятия – "фиктивная регистрация". Ею будет считаться "постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов". Также под это понятие подпадает регистрация "без намерения проживать (пребывать) в том или ином жилом помещении". И регистрация гражданина России по месту жительства "без намерения нанимателя предоставить это жилое помещение для проживания (пребывания) указанного лица".

То есть под раздачу попадают, например, сердобольные москвичи или петербуржцы, которые временно "прописывают" на своей площади друзей или родственников из других регионов России, снимающих совсем другое жилье, чтобы работать в той же столице или в том же Питере. Да и официально цель законопроекта (во всяком случае, так написано в пояснительной записке) состоит именно в борьбе с "массовыми злоупотреблениями собственниками жилья собственными правами, зачастую имеющими корыстный характер". Причем тут нелегальная миграция?

Между тем, все, что нечетко прописано, в итоге оставляется на усмотрение конкретных чиновников. И не трудно представить себе, сколько это усмотрение стоит. А ведь именно чиновник в случае с гражданином России, живущим не по месту регистрации, будет решать, попадает ли этот человек под статью.

И последнее: подавляющее большинство экспертов считает новый законопроект дальнейшим наступлением на права и свободы граждан. На одном из интернет-форумов появилась достаточно злая запись: "Интересно, а когда крепостное право-то уже введут? Чего мелочиться?". Не удивительно, что правозащитники собираются оспаривать будущий закон в Конституционном суде.

Олег КОНЮХОВ
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий