У ТОСов может появиться второе дыхание

Контрольно –счетная палата Волгоградской области(КСП) провела «Анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области (ТОС) в 2011 году».

В документе говорится, что по состоянию на середину 2012 года территориальное общественное самоуправление в Волгоградской области развито достаточно широко. С 2007 по 2012 годы количество организаций ТОС выросло с 1569 до 1951, из них юридических лиц – 1130. В границах ТОС проживает 40,6% населения, в том числе в муниципальных районах – 80,4%, в городских округах , включая Волгоград, 16,9 %.

Объём средств областного бюджета, направляемых на поддержку и развитие ТОС, вырос с 30 млн. руб. в 2007 году до 235,1 млн. руб. в 2012 году. С 2011 года средства на поддержку и развитие ТОС выделяются в рамках долгосрочной областной целевой программы. Система поддержки ТОС за счёт средств областного бюджета базируется на проведении конкурсов и премировании организаций ТОС и местных администраций. На муниципальном уровне поддержка ТОС активизировалась в 2011-2012 годах - в 92 муниципальных образованиях Волгоградской области приняты программы развития ТОС.

Согласно информации из общедоступных источников, отмечает КСП, в Волгоградской области на развитие ТОС направляется наибольший объём бюджетных средств среди субъектов РФ Вторым по объёму бюджетной поддержки ТОС является Краснодарский край - 46 млн. руб. за счёт краевого бюджета и 96 млн. руб. за счёт местных бюджетов. Среди городских округов выделяется г. Омск, в бюджете которого среднегодовой объём средств, предусмотренных на поддержку ТОС, составляет 105,8 млн. рублей.

Оценка эффективности долгосрочной областной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в Волгоградской области» на 2011-2015 годы с общим объёмом финансирования в 2011-2015 годах 1 306,5 млн. руб. предусмотрена по 7 показателям. Согласно докладу все семь показателей достигнуты, социальная эффективность программы 119,7%, бюджетная эффективность 100,8%, общая эффективность реализации программы 110,2 процента.

Однако, как отмечает КСП, отчётные значения показателей оценки эффективности не соответствует результатам проверок. Не достигли целевых значений такие показатели, как количество организаций ТОС (план - 1940, факт – 1933);доля бюджетных средств, расходуемых на основании договоров между органами ТОС и органами местного самоуправления (план – 22%, факт – 0%).

Таким образом, рассказывает председатель КСП Игорь Дьяченко, доклад о ходе реализации ДОЦП «Развитие ТОС» в 2011 году содержит данные, не соответствующие фактическим результатам в части целевых показателей оценки эффективности программы.

Основными причинами недостоверности данных, судя по выводам КСП, является, во-первых, неисполнение заказчиком-координатором своей обязанности по определению порядка представления организациями ТОС и органами местного самоуправления аналитических сведений о состоянии показателей оценки эффективности программы и по обеспечению контроля за их достоверностью. Во вторых – это отсутствие единообразной, формализованной, математически и экономически корректной методологии сбора и обобщения данных. И, наконец, некорректность базовых значений отдельных показателей (количество председателей и членов советов ТОС, избранных депутатами, и доля бюджетных средств, расходуемых на основании договоров между органами ТОС и органами местного самоуправления).

К недостаткам системы оценки эффективности программы специалисты КСП отнесли такие: показатель «количество организаций ТОС» не в полной мере отражает количественные характеристики ТОС; значение ряда показателей не поддаётся проверке, так как в силу объективных и субъективных причин отдельные направления деятельности ТОС документально не оформляются (добровольные пожертвования, информационные ресурсы, а также показатели, введённые с 2012 года, и характеризующие рост количества мероприятий в различных сферах деятельности ТОС); при расчёте итоговой оценки эффективности не учитывается значимость (вес) мероприятий в зависимости от объёма их финансирования и масштабности ожидаемого социального эффекта.

Выявилась еще одна очень серьезная проблема: бюджетная эффективность рассматривается исключительно с точки зрения экономичности, при этом во внимание не принимается необходимость использования запланированного объёма средств для достижения максимального результата. При этом - в условиях острой нехватки бюджетных средств на решение первостепенных задач- в Волгоградской области на поддержку и развитие ТОС направляется наибольший в стране объём средств.

Вместе с тем, реальные позитивные последствия от развития ТОС слабо интегрированы с системой оценки эффективности использования бюджетных средств. Действительно значимые задачи развития ТОС не определены в виде поддающихся качественной и численной оценке целей.

Однако, даже в условиях вышеуказанных проблем с оценкой эффективности использования средств, направленных на развитие ТОС, необходимо констатировать, что финансовая поддержка привела к созданию в Волгоградской области широкого движения ТОС, охватывающего более половины населения муниципальных районов только в границах ТОС – юридических лиц.

В связи с этим остаётся открытым вопрос о необходимости продолжения масштабной финансовой поддержки ТОС и её расширения при наличии существующей в Волгоградской области системы органов местного самоуправления малочисленных поселений, которые являются малоэффективными по большинству направлений деятельности, - таков еще один вывод КСП.

Учитывая изложенное, заключают специалисты КСП, полагаем, что назрела возможность использовать накопленный потенциал ТОС для оптимизации системы местного самоуправления в Волгоградской области путём объединения наименее эффективных малочисленных поселений и использования ТОС для решения наиболее насущных вопросов местного значения непосредственно на территории.

Один из разделов подготовленного КСП документа содержит анализ использования бюджетных средств. При законодательном закреплении в качестве источников деятельности ТОС средств граждан и средств местных бюджетов, в Волгоградской области основным источником деятельности ТОС являлись премии из областного бюджета (в 2011 году - 203,8 млн. руб., или 82%), на втором месте по объёму находятся доходы от платных услуг (7,6%), которые, в основном, являются услугами в сфере коммунального хозяйства, на третьем – добровольные пожертвования (6,9%) и только на четвёртом – средства местных бюджетов (2,5%), -констатируют специалисты.

Премии, полученные организациями ТОС из областного бюджета, использованы, в основном, на поощрение председателей и активистов ТОС и на оплату по трудовым договорам с наемными работниками (24,1 %, или 49 млн. руб.), благоустройство (18,9 %, или 38,5 млн. руб.), культуру и спорт (10,7 %, или 21,7 млн. руб.), развитие материально-технической базы (8,1 %, или 16,5 млн. руб.). На начало октября 2012 года не использовано 29,1 млн. руб., или 14,3% от объёма премий.

При этом конкурсная система распределения средств областного бюджета, предназначенных для поддержки и развития ТОС, имеет ряд недостатков, которые могут негативно влиять на качественные характеристики ТОС Волгоградской области и эффективность использования бюджетных средств.

Например, к ним относится и такой: не учитываются размеры организаций ТОС, которые достаточно неоднородны, отличаются по численности населения и охвату территории. В результате, разброс показателя объёма премии на одного жителя в границах ТОС - юридических лиц составлял в 2011 году 21,4 раза (от 46,4 руб. на жителя в г. Волгограде до 994,6 руб. на жителя в Котовском районе).

Более того, при увеличении охвата населения муниципального района организациями ТОС наблюдается тренд к уменьшению премии на одного жителя. То есть, механизм распределения премий не стимулирует к развитию системы ТОС в части увеличения охвата населения. В то же время, несущественная динамика увеличения количества ТОС, заданная ДОЦП «Развитие ТОС», при наличии большого количества муниципальных образований с охватом населения менее 50 % (13 районов и 5 городских округов) свидетельствует о том, что на настоящем этапе в Волгоградской области необходимо обратить внимание на развитие ТОС в направлении именно увеличения охвата населения.

В соответствии с Законом «О контрольно-счетной палате Волгоградской области» в правительство направлено представление и рекомендации, основанные на материалах проведенного анализа. Их реализация министерством по делам территорий Волгоградской области должны способствовать целям объективной оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на поддержку и развитие ТОС, усовершенствовать систему оценки эффективности ДОЦП «Развитие ТОС», - подчеркнул в беседе с нашим корреспондентом председатель КСП Игорь Дьяченко.

Как сказал председатель Общественного совета при министерстве , член Общественной палаты Волгоградской области Ефим Шустерман, материалы КСП будут рассмотрены на ближайшем заседании Общественного совета. «Мы предварительно уже обсуждали проблемы, связанные с критериями оценок работы ТОСов и механизмом распределения премий. Наши выводы совпадают, и я предложу членам совета внести министру Александру Давыдову такое предложение: как можно быстрее реализовать эти рекомендации», - подчеркнул Ефим Шустерман.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий