В ходе Единого дня голосования 8 сентября этого года все-таки будут использоваться в основном традиционные бумажные избирательные бюллетени. К такому выводу пришел вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, выслушав на круглом столе мнения парламентских и непарламентских партий, экспертов и членов Центризбиркома.
Окончательное решение будет утверждено законопроектом, который может появиться уже в ближайшие дни. В любом случае в законе должно быть четко указано, в каком виде этот бумажный бюллетень будет изготавливаться. В привычном – одним листом бумаги, длина которого будет зависеть от того, сколько партий в том или ином субъекте РФ захочет выйти к избирателю, или в виде книжечки, последняя страница которой и будет тем самым бюллетенем, опускаемым в урну для голосования.
На круглом столе высказывались доводы в поддержку и того, и другого вариантов. Но зампред ЦИК Леонид Ивлев, который на самом этом мероприятии активно пугал собравшихся дороговизной и неудобством длинных свитков, в кулуарах категорично сообщил журналистам, что печатать "партийные книжечки" очень дорого. Так что в сентябре на региональных, в том числе губернаторских и муниципальных выборах электорату придется иметь дело с тем, что уже получило название "рулонов демократии". То есть бюллетеней произвольной длины.
Между тем, сотрудники ЦИК принесли на круглый стол урну не просто так, а для того, чтобы все желающие убедились, как неудобен бюллетень в виде длинного свитка. В него были внесены названия 51 из 59 официально зарегистрированных российских партий, а также их условные эмблемы и первые тройки. Бумага вышла длиной около двух метров. Партийцы под причитания Ивлева о том, что концы ее мотаются по полу, что надо будет закупать на участки более обширные столики, что сильно увеличится время на голосование и подсчет его результатов, побежали пробовать потенциальную реальность на практике.
После этого представители партий стали комментировать испробованное. Коммунисты твердо заявили, что они за длинную бумагу и не хотят ни книжечек с обозначением партий под кодовыми номерами, ни тем более массового распространения различных технических устройств вроде КОИБов – комплексов обработки избирательных бюллетеней, или КЭГов – комплексов электронного голосования.
Был найден и такой аргумент в пользу рулонов – мол, такие забрасывать в урны пачками просто физически невозможно, что исключает весьма распространенный вид фальсификации. Что же касается большого количества партий, из-за которого все проблемы и возникают, то, по его мнению, через одну-две кампании их будет уже меньше.
Стоит отметить, кстати, что хотя ЦИК, аргументируя свои опасения, говорит о 50 и более партий, официально имеют право на участие в выборах всего-то 34. Так что выборам этого года какой-то аврал действительно не грозит. Но главный вопрос заключается в том, что же будет дальше.
Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Агеев напомнил о предложении его партии навести порядок среди самих новообразованных партий. Например, выстроить такую систему, чтобы они допускались до федеральных выборов постепенно и сначала доказали свою состоятельность на муниципальном, а затем и на региональном уровнях. Призвал Агеев не забывать и о таком потенциальном уменьшителе числа партий, как разрешение им создавать предвыборные блоки.
Тут, впрочем, пока еще много неясностей и противоречивых слухов. К примеру, в последнее время из администрации президента, где проходит доработку подготовленный Центризбиркомом проект закона о выборах депутатов Госдумы, поступает неофициальная информация о том, что блоки, в отличие от одномандатных округов, возвращать все-таки не будут.