В Германии в воскресенье прошла торжественная церемония вручения международной Дрезденской премии советскому офицеру, подполковнику в отставке Станиславу Петрову. Почти тридцать лет назад в ночь на 26 сентября 1983 года он дежурил на командном пункте Серпухов-15 под Москвой и предотвратил ядерную катастрофу, пишет "Комсомольская правда".
Вскоре после полуночи на пункте сработала недавно введенная в строй автоматическая система раннего предупреждения о ядерном нападении. Однако Петров посчитал, что тревога ложная и так и доложил об этом руководству, которое должно было принимать решение об ответном ударе. Впоследствии оказалось, что офицер был прав: сбой системы спровоцировали лучи солнца, засветившие датчики спутника.
По словам Петрова, его смутило то, что по данным системы, "запуск" был произведен лишь с одной американской базы, а не со всех, как это должно было случиться в случае реального нападения. Кроме того, второй волны ракет не последовало. В связи с этим офицер заподозрил неладное и доложил начальству, что произошел сбой системы.
Инцидент произошел на пике холодной войны. За три с половиной недели до этого над территорией СССР был сбит южнокорейский пассажирский Boeing-747 с 269 пассажирами на борту, поэтому нападение со стороны США было вполне возможно и ожидаемо.
Однако Петров понадеялся на интуицию. Кроме того, по его словам, ему не хотелось быть зачинщиком Третьей мировой войны. "Какая-то интуиция подсказывала мне, что это не нападение", - рассказал он сайту "Вечерняя Москва".
По словам офицера, в тот миг надо было "иметь поистине железные нервы, чтобы не поддаться панике": "Мне проще было бы действовать строго по инструкции: передать вышестоящему руководству. Если бы на моем месте был человек, не имеющий инженерного образования, он так и поступил бы".
Однако Петров помнил про две ошибочные тревоги у американцев, о которых сообщалось в прессе. Один раз в США среагировали и подняли в воздух стратегическую авиацию. Бомбардировщики уже долетели до Северного полюса, когда обнаружилась ошибка, и их развернули обратно. Но дело в том, что в СССР таких бомбардировщиков дальнего действия не было. "Мы бы запустили ракеты, которые уже назад не вернешь!" - отмечает Петров.
Впрочем, героем он себя тоже не считает. В интервью для документального фильма "Красная кнопка и человек, который спас мир" он заявил, что лишь выполнял свою работу. По соображениям секретности о его поступке долгое время не сообщали. Широкой общественности эти данные стали известны лишь в 1998 году.
По словам Петрова, в СССР за проявленную инициативу его никак не наградили, но и не наказали. В то же время он неоднократно становился лауреатом международных премий на Западе. Так, в 2006 году - в нью-йоркской штаб-квартире ООН ему была вручена специальная награда международной общественной организации "Ассоциация граждан мира". А в 2012 году - в ФРГ престижная Премия германских СМИ.
Вручение Дрезденской премии проходило в городе на Эльбе в знаменитой Опере Земпера - концертном доме Саксонской государственной капеллы. Мероприятие было приурочено к годовщине бомбардировок этого немецкого города авиацией союзников во времена Второй Мировой войны.
Проводил церемонию бывший министр внутренних дел Германии Герхарт Баум (1978-1982 годы). Также на церемонии выступил нобелевский лауреат Гюнтер Блобел.
Напомним, что Дрезденская премия учреждена организацией "Друзья Дрездена" в 2009 году. Ее денежная часть составляет 25 тыс. евро. В 2010 году "за вклад в атомное разоружение" ее лауреатом стал первый президент СССР Михаил Горбачев. Годом позже лауреатом стал израильский дирижер и пианист Даниэль Баренбойм, в 2012 году был отмечен американский фотожурналист Джеймс Нахтвей, работавший во множестве "горячих точек" по всему миру.