На этой неделе сразу два молодых человека – волгоградец и волжанин - покинули этот мир, шагнув в небытие с высоты. На языке полицейских протоколов и медицинских заключений факты самоубийств звучат не столь возвышенно, но уж никак не более привлекательно. Впрочем, никакой общественной истерии, подобной прошлогодней, случившейся по поводу двойного подросткового суицида в подмосковном городе Лобня, в нашем случае не наблюдается: самоубийство, похоже, становится все более привычной вещью, как не кощунственно это звучит.
Спрыгнул с Астраханского моста волгоградский парнишка аккурат в минувший День Влюбленных? Что ж, любовь, она зла… Выстрелил себе в висок мужчина, замученный астмой? Что ж, эвтаназия не узаконена, но существует… И вообще – весеннее обострение. Обывателя сегодня больше интересует, самоубился ли Березовский, или ему, все-таки, помогли? А все эти мальчики-девочки, пожилые-больные, маргиналы-алкоголики травились-вешались всегда.
А ведь прав обыватель! Статистика суицидов велика и ужасна, как Гудвин-Оз. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы – Россия вот уже много лет неизменно числится в группе с высоким и очень высоким уровнем самоубийств, свыше 20 человек на 100 тысяч населения. Что вполне подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики, свидетельствующие, что число завершенных суицидов перевалило уже за 21 на 100 тысяч. Пару лет назад государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского обнародовал данные, согласно которым Россия за прошедшие два десятилетия вообще вышла на второе место в мире по частоте самоубийств. Около 800 тысяч человек не нашли лучшего себе применения и разрешили мучающие их вопросы как сумели.
На сайте V Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2013», проводящейся в настоящее время, в коллективной работе учащихся волгоградского государственного медицинского университета В. Михно, В. Кауриной, А. Булычевой и О. Поплавской приводятся цифры «ближе к телу»: «По данным утвержденных статистических форм годовых отчетов и статистических карт, умерших по причине самоубийств ГУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в Волгограде в период с 2008.. наблюдалась отчетливая динамика роста завершенных суицидов. В 2008 году было зарегистрировано 168 смертей в результате самоубийства, в 2009 году - 806, а в 2010 году - 838. При этом к 2009 году отмечалось резкое увеличение этого показателя примерно в 4,7 раз». А чему здесь удивляться? Вспомните тот же 2008 год. Очередной дефолт был в стране: тысячи людей закрывали свой бизнес, теряли работу, семью, жилье... Эти факторы стали отправной точкой для многих, кто решил наложить на себя руки.
О причинах, толкающих людей самого различного статуса к суицидальной пропасти, написано много. Статистика и здесь разложила смерти по полочкам: алкоголиков направо, влюбленных налево. А жизнь порою норовит смешать строгий порядок. Стоит отметить, что большинство самоубийств происходит именно под воздействием алкоголя. В первую очередь, это, конечно, крепкий алкоголь, однако не стоит забывать и про слабые алкогольные напитки, кстати, очень популярные у нынешней молодежи. Так называемые «энергетики». Андрей Евдокимов, врач психиатр-нарколог отделения психозов Волгоградского областного наркодиспансера утверждает, что такая комбинация крайне опасна, ведь кофеин и алкоголь вызывают противоположные эффекты – возбуждающий и тормозящий. Мало того, что такой эффект дает как минимум раздражительность и повышает агрессивность, так ведь еще высок риск обострения сердечных заболеваний. А это, как мы знаем, зачастую ведет к плачевным последствиям.
- Безусловно, алкоголики и в особенности наркоманы – люди с саморазрушающим поведением – всегда входили в зону риска. И процент самоубийц среди них немал. Подчеркну, проявление суицидальных наклонностей у них носит характер болезни, и предотвратить самоубийство в таких случаях трудно, - говорит Максим Толстухин, врач-психиатр, заведующий дневным стационаром волгоградского областного клинического психиатрического диспансера. - Так же и в случаях с людьми, подверженным психическим расстройствам, которые могут совершить суицид по бредовым мотивам. Голоса услышат, и т.д.
А вот в последнее время тревожит статистика другого рода – социальная некомпетентность толкает людей в крайности. Социальное одиночество, когда друзей нет в жизни, а только в соцсетях. Депрессия и страх перед психиатром. Такие люди тоже входят в зону риска, здесь возможна профилактика, только вот по большому счету никому это не нужно. Причины социально-экономические само собой. Безработица, нищета, незащищенность. - По большому счету, - продолжает Максим Толстухин, - в современном обществе обесценивается не только собственная жизнь, но и жизнь окружающих. Даже тяга к экстремальным видам спорта косвенно свидетельствует об обесценивании жизни. А вспомните недавний случай в Санкт- Петербурге, где мужчина сначала застрелил бывшую жену и ее ребенка, а уж потом застрелился сам. Причины обесценивая? Да ничего нового: отсутствие четкой государственной идеологии, отсутствие социальных ориентиров, вялая молодежная политика…
«Она написала в записке, что устала», - говорит Дмитрий Клинков. Он рассказал свою историю. Молодая семья, бездетная: оба художники, работа и жилье есть, даже не скандалили. Однажды зимой, в феврале, она не вернулась домой. В милиции сказали, что начнут искать через трое суток. На вторые сутки он догадался съездить на дачу. Она была там: выпила снотворное, много. Умерла от переохлаждения. «До сих пор не пойму – почему», - с сожалением вспоминает Дмитрий.
А что если каждый из нас в зоне риска?…
Тимур Танин