Госдума на днях приняла в первом чтении правительственный законопроект, который вновь создает в России дорожные фонды. На базе федерального бюджета будет сформирован Федеральный дорожный фонд, законопроектом предусмотрено также создание региональных дорожных фондов субъектов Федерации.
По замыслу чиновников, средства фондов пойдут на проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт и содержание российских автодорог. Федеральный фонд будет состоять из двух частей: базовой, которая будет создана из бюджетных ассигнований в размере 254,1 млрд. рублей, а также из поступлений от налогов и неналоговых доходов за счет платежей пользователей, то есть населения. При этом объем бюджетных вливаний будет устанавливаться ежегодно при составлении проекта федерального бюджета.
Законопроект также определяет источники доходов, которые пойдут на формирование федерального и региональных дорожных фондов. По новому законопроекту, с 1 января 2014 года в федеральный бюджет будут поступать 28 %, а в бюджеты субъектов 72 % доходов от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Кроме того, предлагается с1 января 2012 ввести плату за возмещение вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами с разрешенной массой свыше 12 тонн. Эта плата будет зачисляться в Федеральный дорожный фонд и составит, из расчета 0,24 рубля с одного килограмма массы транспортного средства, от 4,206 тыс. до 13,736 тыс. рублей в год в зависимости от типа транспортного средства. При этом вводятся штрафы от 5 до 140 тыс. рублей за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения штраф может составить от 105 до 343 тыс. рублей. В итоге, общая сумма поступлений в доход федерального бюджета будет составлять 3 млрд. рублей в 2012 году, а в 2013 году – уже 10 млрд. рублей.
Стоит напомнить, что дорожные фонды уже существовали в России в 90-х годах. В начале 2000-х министр финансов Алексей Кудрин добился отмены признанного "вредным для экономики" оборотного налога на пользователей автодорог. А заодно, по причинам непрозрачности и коррупционности, были распущены и наполнявшиеся этим налогом дорожные фонды. И в последующие годы Минфин упорно боролся с попытками Минтранса и дорожников восстановить их. Но в июле прошедшего года предложение министра транспорта Игоря Левитина о воссоздании дорожных фондов поддержал президент Дмитрий Медведев, и Минфин был вынужден пойти на попятную.
Отметим, что в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме представители "Справедливой России", которая в целом выступает за возврат дорожных фондов, тем не менее, раскритиковали его нынешний вариант.
Как заявил депутат фракции Геннадий Гудков, во-первых, "эсеров" смущают источники формирования дорожных фондов. По их мнению, для того, чтобы обеспечивать деньгами эти фонды, федеральные и региональные власти начнут активно увеличивать размер арендной платы, учащать штрафные санкции и так далее. В результате, например, размеры штрафов для грузовиков могут запросто подкосить многих отечественных перевозчиков.
Кроме того, вся тяжесть финансирования нового дорожного строительства, по мнению "эсеров", перекладывается на население и бизнес. И если раньше это был налог, который платили все, то теперь будут платить отдельные категории граждан и предприятий. При этом в стране фактически вводятся платные дороги для грузовиков. А это первый шаг к введению в России платных дорог вообще, что очень опасно в социальном плане.
Другой опасностью, по словам Гудкова, является отсутствие в законопроекте контрольных механизмов. Ведь сейчас средние "откаты" в дорожном строительстве составляют 40-50 %, а по отдельным программам достигают и 70-80 %. При таких объемах воровства не стоит удивляться, что российские дороги самые дорогие в мире.
Большинство экспертов согласно с тем, что создание дорожных фондов в России своевременно, но оно не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность их работы – деньги попросту разворуют, как это уже было в 90-х годах. По их мнению, необходимо сначала наладить контроль и отчетность фондов за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле. Для этого должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество и стоимость дорожного покрытия.
"Прежде чем создавать дорожный фонд и вкачивать в него миллиарды рублей, нужно научиться контролировать их расходование. А для начала надо обратить внимание на стоимость услуг, которые оказывают подрядчики родному государству", – говорит председатель Экспертного совета "ОПОРы России" Никита Кричевский.
В свою очередь, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов полагает, что одни лишь государственные контрольные меры в данной ситуации не сработают или сработают не полностью. "Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве, во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед", – считает эксперт.
Также, по мнению экспертов, необходимо привлечь к дорожному строительству частных инвесторов. А для этого можно, например, разрешить дорожным фондам отводить придорожные земли под инфраструктуру для "сопутствующего" бизнеса. В общем, вариантов много – было бы у чиновников желание действительно строить дороги, а не просто "осваивать" государственные деньги.