
Известный предприниматель Олег Тиньков, владелец банка «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС), заплатил за право использовать в рекламной кампании банка песню группы «Кино» «Дальше действовать будем мы» за $1 млн. По словам Тинькова, он приобрел права на этот хит у сына Виктора Цоя Александра в начале марта. Но известно об этом стало только первого апреля, как, впрочем, и то, что эта – теперь уже самая дорогая в истории российского рока песня =будет корпоративным гимном банка.
Ну, купил – и купил, стала гимном - и стала, а нам от этого ведь ни холодно, ни жарко, так? Так, пожалуй. И сам факт – из разряда, так сказать, светской хроники, не вызвал бы у меня лично никакого интереса. Но есть Виктор Цой, группа «Кино» и эта песня. Песня – призыв, песня – взрыв, песня – цель.
Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив,
Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.
И вот мы пришли заявить о своих правах: "Да!"
Слышишь шелест плащей - это мы...
Дальше действовать будем мы!
Дальше действовать будем мы!
Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды,
Сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше...
Дальше действовать будем мы!
Дальше действовать будем мы!
Поколение Виктора Цоя стало уже совсем взрослым. И впору задаться вопросом: оно, следуя алгоритму жизни своего кумира, сумело освоить сложнейшую науку жизни: «видеть дальше, чем окна дома напротив»? Много раз на уходящей неделе - после того, как узнал о приобретении банком в собственность песни рок – бунтаря - я задавал этот вопрос и себе, и людям, Много раз... Успокойся, - посоветовали мне.- Вспомни Солженицына, который говорил, что нельзя лечить свою болезнь чужим здоровьем. И я успокоился. А события недели подтвердили: эту науку всем нам еще долго придется осваивать... Но, простите, остановлюсь я сегодня только на одном из них – оно того стоит.
…Логическим завершением своеобразного противостояния на реке Угре (весьма поучительная военно- политическая страница из жизни древней Руси, когда Иван III «держал совет и думу» с митрополитом и боярами и они поняли, что надо видеть дальше, чем окна дома напротив) стали прошедшие в пятницу общественные слушания по предстоящим изменениям в Устав города – героя Волгоград. Итог их был предопределен – и об этом несколько позже. Сейчас – о причинах того, почему он не мог быть иным.
Первая, но отнюдь не главная: этот исход «накаркали». И, как ни странно, те, кто, якобы, отстаивал интересы народа на прямые выборы градоначальника. Это, в моем понимании, как ни странно, средства массовой информации, входящие в так называемый информационный пул экс – мэра Романа Гребенникова. Я не хочу их перечислять, ибо понимаю степень их несвободы. Дело в другом: эти СМИ, как местные, так и «вкладыши» в московские издания, не объясняли читателям и зрителям суть проблемы – они называли врагов своих заказчиков. Это был не разговор по существу, а мычание, в котором не то, что исчезали юридические, политические или экономические доводы – их просто не было. Вот один только пример.
Восемь месяцев назад информационный портал «Инфокам» обнародовал в статью под броским заголовком: «Гребенников поставил крест на сити-менеджерах». Чем же обосновал успех трудов сродни расчистке Гераклом Авгиевых конюшен?
«Переменам предшествовала встреча секретаря «ЕР» Вячеслава Володина с губернатором Волгоградской области Анатолием Бровко. При этом разговоре присутствовали также секретарь регионального отделения Владимир Кабанов и мэр Волгограда Роман Гребенников. Реальные итоги той беседы мы наблюдаем в эти дни. Однако никаких перемен в управлении Волгоградом, за исключением некоторых подвижек в руководстве комитетами, никто не заметил. Поэтому справедливо возникает утверждение: все разговоры о назначении сити - менеджеров вместо избрания глав городов канут в Лету (…) .Силу централизованной власти продемонстрировал Вячеслав Володин. И теперь политические очки, набранные с его помощью Гребенниковым, работают на последнего: идея А. Г. Бровко и иже с ним потерпела фиаско».
Попали, как и многие другие, пальцем в небо. Процессы, между тем, шли, а тональность «аналитиков», заказных, как мне представляется, публикаций и передач, не менялась – жителей города продолжали агрессивно убеждать в антизаконности предполагаемых изменений. Да так нелепо, что даже сторонников прямых выборов, не шибко искушенных в знании законодательства о местном самоуправлении, навели на мысль о том, что есть, есть и другие варианты, отнюдь не выходящие за рамки закона.
Теперь вторая, и главная причина того, что исход противостояния не мог быть иным. Введение института сити- менеджеров - не идея губернатора Анатолия Бровко, хотя, по его словам, он является ее сторонником. Это, подчеркиваю особо для тех, кто не понял, – государственная политика. Что касается Анатолия Григорьевича, то он не раз говорил: я – человек команды. И не стоит сужать это объяснение до примитивных рамок «междусобойчика».
Я лично понимаю это так: губернатора на должность назначил Президент России. Процесс именно такой модели формирования органов власти местного самоуправления запущен – и отторжения у президента не вызывает. Более того, его триумфальное шествие продолжается. В Волгограде условия созрели еще и в силу предстоящих политических событий. «Подогревали» губернатора и те люди из окружения экс-мэра, кто, едва ли не в прямом смысле, не хотел видеть дальше, чем «окна дома напротив».
Губернатор вызов принял. Я уверен, что, как человек команды, Анатолий Бровко документально обосновал свое «Иду на вы» - и получил от команды (читай от Президента России или его Администрации) добро на то, чтобы применить нормы, предусмотренные законодательством. И применил. А как же споры в суде? А как же доводы тех, кто не считает действия губернатора правомочными?
Волгоградский политолог Александр Стризое полагает (цитирую по газете «Коммерсантъ»), что «оспаривать введение института сити-менеджера и сохранять прямые выборы нужно не через суд, а политическими методами.: 131-й федеральный закон дает разные модели муниципальных выборов. Какой вариант выбрать — это не вопрос суда, а вопрос граждан и власти»,- считает эксперт.
На этот раз я согласен с логикой профессора. Но добавлю: исключительное право окончательного выбора модели управления муниципалитетом закон предоставляет депутатам городской думы. Им – и только им. И тут еще раз стоит вспомнить Солженицына: нельзя лечить свою болезнь чужим здоровьем. У тебя есть позиция – отстаивай. Ты представляешь своих избирателей – реализуй их пожелание. Не юли, не занимайся политическим юродством, не торгуйся с совестью, не ищи личную экономическую целесообразность – приди и заяви о своих правах. Заяви - и обоснуй свою позицию.
Мне, признаться, было мучительно слушать отдельных депутатов гордумы, выступивших на общественных слушаниях. И не потому, что они, как кричали их оппоненты, предали того, кто их кормил (на Гребенникова, что ли, намекали?). Стыдно было наблюдать отсутствие логики, знания предмета, анализа практики других регионов. Но это же вы, господа депутаты, вынесли на обсуждение своих избирателей важнейший документ, и должны понимать , что такой подход дискредитирует в их глазах любую, даже самую благородную инициативу, превращает ее в хохму, анекдот.
Думаю, что не буду оригинален, если скажу: для того, чтобы итог слушаний был максимально легитимен, их нужно было проводить с достаточным представительством, в значительно большем зале и участием разных политических сил. Кстати, почему, кроме представителей КПРФ, никто не пришел обозначить свою позицию, а, главное, аргументировать ее? Не интересно? Пофигизм? Политическая нетерпимость? Или все та же болезнь: нежелание «видеть дальше, чем окна дома напротив»?
Такую антилогику, как , впрочем, и весьма поверхностное знание юридических норм, демонстрировали и противники внесения изменений в Устав. Их эмоции били через край – и поводы для этого были. Слушания проходили, как сказал бы Райкин, в антисанитарных условиях, а вход довольно жестко регламентировался. К тому же, по убеждению немалой части попавших в зал облсовпрофа, где проходили слушания под председательством спикера гордумы Ирины Каревой, списки выступавших были заранее подготовлены - в расчете на заданный организаторами результат. Он известен: большинство участников организованных таким образом слушаний дали депутатам добро на внесение изменений в Устав города. Теперь начинается второй этап внедрения новой модели управления городом.
На вопрос: будет ли это лучше для горожан? – я отвечаю: не знаю. И, думаю, сегодня однозначного ответа на этот вопрос никто гарантировать не может. Утверждать однозначно – значит выставить себя, как минимум, недальновидным человеком. Все, думается, будет решать человеческий фактор. То есть кадры. Но те, которые не просто придут и заявят: «Дальше действовать будем мы!». Очень хочется, чтобы они, а, главное, мы были убеждены: эти люди не только «хотят видеть дальше, чем окна дома напротив», но и умеют это делать. Как минимум: будут этому учиться. Недолго. С пользой для людей.