Сегодня в Волгоградской области проходит единый день заседаний муниципальных комиссий региона по вопросу полноты и своевременности поступления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты и страховых взносов во внебюджетные фонды.
На первый взгляд, к этому факту можно отнестись как к очередной бюрократической акции: от разговоров, пусть даже с привлечением к участию в нем недобросовестных налогоплательщиков, денег, мол, не прибавится. Но давайте посмотрим на данные, которые по итогам первого квартала сообщил Росстат.
Товарооборот розницы растет— на 4,7% за квартал к тому же периоду прошлого года. При этом уровень реальных зарплат населения, судя по цифрам, остался почти неизменным. Годом ранее розница росла вдвое медленнее зарплат и в шесть раз медленнее доходов. Более того, реальные доходы падают третий месяц подряд: за квартал они снизились на 2,9%, а в марте — на 3,4%.
При этом розничная торговля продолжает расти, и по итогам года Минэкономразвития прогнозирует рост на 3,8%.. Другими словами, слишком велик разрыв в показателях розницы и зарплат. В начале 2000-х рост заработков сильно опережал рост розницы - происходило обеление фонда оплаты труда, считают экономисты-аналитики. И предполагают, что сейчас, возможно, идет обратный процесс - зарплаты уходят в тень. Этот процесс, есть и такое мнение, подстегнуло увеличение налоговой нагрузки на предприятия, средний и малый бизнес в связи с увеличением ставки социального налога.
А ведь формирование доходной части местных бюджетов полностью зависит от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). На долю этого основного источника приходится более половины от величины налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов. А вот и в Волгограде, и в области в целом, в прошлом году отмечалось отставание темпов роста НДФЛ от темпов роста фонда оплаты труда крупных и средних организаций: по сравнению с предыдущим периодом эти показатели соответственно составили 6,3% и 8,8%.
Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости принятия неотложных мер по увеличению налоговой базы по НДФЛ и снижению задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и взносов, начисляемых на заработную плату. Между тем, от этого во много зависит исполнение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.
Есть риск, что, пользуясь отсутствием налоговой отчетности о начислении и перечислении НДФЛ в течение налогового периода, организации - налоговые агенты могут, не перечисляя налог в бюджет, самовольно предоставлять себе так называемые бюджетные, фактически беспроцентные кредиты за счет бюджета. Кроме того, в 2011 году увеличился размер страховых взносов во внебюджетные фонды с 26% до 34%. В этой связи плательщики могут предпринимать действия, направленные на минимизацию заработной платы с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес.
Озабоченность данной проблемой уже выразили Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО, налоговики, службы судебных приставов, Гострудинспекция, Волгоградское отделение Пенсионного фонда России. От данных ведомств поступило обращение в администрацию региона с предложением заслушать на заседаниях комиссий руководителей тех предприятий, которые выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума, а также имеют задолженность по уплате НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды.