Благое устремление предотвратить злоупотребления в государственном заказе натолкнуло журналистов на заявки на проведение всероссийского молодежного слета «Селигер», размещенные Росмолодежью. Федеральное агентство планирует потратить 115 млн. рублей на обеспечение лагеря диетическим здоровым питанием, санитарно-гигиенической инфраструктурой, всем необходимым оборудованием для проведения лекций и на организацию мастер-классов известных лекторов. Естественно, сумма в 115 млн. рублей не конечная, к организации лагеря привлекут бизнес. И, вроде бы, ничего нецелевого и катастрофичного в расходовании этих денег на «Селигер» нет, но как-то бесконечно обидно за потраченные деньги на «такую» молодежную политику в «таком» формате.
115439083 рубля – это сумма всего государственного заказа, выставленного Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) на проведение всероссийского молодежного форума «Селигер-2011», который, напомним, в подобном формате пройдет в третий раз в Тверской области. 38 млн 344 тысячи рублей потратят на полезное и фактически диетическое питание жителей лагеря (белое куриное мясо, салаты на оливковом масле, обезжиренный творог). 25 млн рублей потратят на санитарно-гигиеническое обслуживание – установка туалетных кабинок, душевых, вывоз мусора и т.д. 22 млн 597 тысяч рублей – на конструкции для проведения лекций. 81 млн 423 тысяч рублей – на обеспечение содержательного наполнения тренингов и лекционных курсов (приглашение спикеров и т.д.).
115 млн рублей – это не конечная сумма на проведение молодежного слета, в лагерь вложится еще социально ответственный бизнес, который обеспечит «селигеровцев» модными примочками – в прошлый раз это были специальный телевизионный канал, плазменные панели, развешанные между деревьями. В прошлом году на всероссийский молодежный слет было потрачено порядка 200 млн. бюджетных (по разным данным, порядка 97 млн. рублей) и частных денег, в этом году речь может идти о 250 млн. рублей, так как планируется увеличить количество участников и пригласить больше иностранной молодежи.
К данному государственному заказу вряд ли можно придраться с формальной точки зрения – мероприятие и правда масштабное, лекторы и правда будут звездные, гигиена и правда должна быть соблюдена. Но вопрос – к чему все это делается – никак не покидает наблюдателей и экспертов.
Осенью 2010 года Центр политических технологий провел исследование «Инвестиции в будущее России», в рамках которого экспертам, крупнейшему иностранному и российскому бизнесу предлагалось по ряду критериев оценить и прокомментировать проекты, ориентированные на долгосрочное развитие и связанные с инвестициями в молодежь. Всероссийский молодежный форум «Селигер» занял последнее место.
Респонденты подчеркивали высокую общественную значимость мероприятий, способных объединять молодое поколение на основе позитивных ценностей, однако, каждый раз задавались вопросом – какой кумулятивный эффект имеет мероприятие, которое рассчитано на 15 тысяч человек в 140-миллионной стране, в которой примерно на 100 детей двое являются беспризорниками? Второй щепетильный вопрос к «Селигеру» - не подменяет ли идеология мероприятия ценности проявления креативности на «карьеризм»? И, наконец, третий вопрос – не будет ли больше пользы, если 100 млн рублей потратить на ремонт домов культуры и на увеличение бюджетов молодежных центров?
Защитники «Селигера» говорят о том, что мероприятие – это бренд, флагман новой российской молодежной политики, который должен потянуть за собой региональные инициативы по созданию аналогичных форумов. За два года проведения всероссийский молодежный слет может похвастать примерно десятком проектов, реализуемых с подачи молодых участников форума, что мало сопоставимо с сотнями потраченных миллионов.
Анатолий МЕДВЕДЕВ