Бензин: прейскурант на лето

Тема наступающего лета, без сомнения, – цена на бензин. Даже президент на своей пресс-конференции уделяет ей немало внимания, соглашаясь, что сейчас, к сожалению, правительство может противодействовать бесконечному вальсу бензиновых ценников только запретительными мерами.

И вот с 1 июня повышается экспортная пошлина на прямогонный бензин, то есть сырье для последующей перегонки в высокооктановые сорта топлива. Равна она будет 90% от пошлины на нефть в целом.
 
Напомню, что с 1 мая в такой же пропорции к черному золоту была повышена пошлина и на качественные сорта бензина, начиная с Евро-3. Словом, пока цены регулируются в традиционном ручном режиме, который, судя по всему, будет растянут на все лето, когда потребление всех сортов и категорий топлива в России растет на порядок. А тут еще и посевная с уборочной. На какой-то период такие запретительные меры могут даже слегка притушить нашу инфляцию, на которую стоимость бензина влияет в первую очередь. Но что будет потом, когда государственный пресс ослабнет? Резкий скачок цен или, как считают некоторые эксперты, заметное падение объема переработки нефти? Или и то и другое сразу с синергетическим эффектом?
 
Чего же ждали министры?
Мы еще в нынешнем марте отмечали, что в прошлом году рост стоимости бензина обгонял инфляцию: при официальном удорожании всего и вся на 9% бензин «дал свечку» на все 11%. А уже в начале нынешнего слегка пошли вверх оптовые цены. Причин изначально было несколько. Во-первых, с наступлением теплых деньков растет и потребление, свои баки спешно заливают даже традиционные «водители-подснежники», всю зиму предпочитавшие метротрам, троллейбус, маршрутки. Наконец, мировые цены барреля на высоте, а экспортные пошлины за ними явно не успели. Потому-то наш не слишком патриотично настроенный бизнес форсировал вывоз нефти и ее производных в дальние земли.
 
К тому же известна чисто российская тенденция: сколько бы вообще ни стоил баррель, в отличие от стран развитых у нас бензин в лучшем случае не дорожает. Это, повторимся, в лучшем случае. ФАС уже несколько раз пыталась разоблачить тайный сговор нефтяных гигантов, но из такой благородной затеи ничего пока не вышло. И вот опять даже президент допускает существование сговора нефтяных королей, но им пока все как с гуся вода. Словом, нынешний скачок ясно просматривался еще несколько месяцев назад.
 
В частности, в начале весны директор по стратегическому развитию информационно-аналитического центра «КОРТЕС» Павел Строков предсказывал: цены на бензин могут начать расти уже этим летом. В тот момент старт ценовой гонки слегка сдерживали прежние запасы горючего, которые держали на заправках те же ценники.Но главное в том же марте за три первых месяца года нынешнего оптовые цены на бензин выросли на 15 процентов, а розничные держались в рамках официально провозглашенной инфляции – 3 процента. Ясно, что рано или поздно опт должен был толкнуть вверх и розницу.
 
Другого варианта просто не просматривалось. Подчеркнем: о резком внесистемном повышении стоимости пресловутого барреля речи тогда не было. Бензин должен был дорожать за счет совокупности чисто внутренних обстоятельств. А тут арабы резко рванули к демократическим высотам, уничтожая стабильность и некоторую предсказуемость нефтяного рынка. Вряд ли профильные федеральные министерства не имели на руках подобных прогнозов, а арабские жасминовые революции накатывались неспешным валом, но кардинальных мер заранее принято не было. А целый список заградительных пошлин был принят тогда, когда дополнительные вереницы нефтеналивных цистерн уже отправились за кордон.
 
Так что же делать?
Цены растут в некоторых регионах катастрофично. В той же Туве Аи-92 достиг 50 рублей за литр. В регионах, где, в принципе, дефицита горючего нет,  цены растут, подчиняясь общей тенденции. Парадокс заключается в том, что относительно недавно, когда встал вопрос о возможности отмены транспортного налога с его компенсацией дополнительным бензиновым акцизом, то аналитики в таком случае прогнозировали примерно нынешние цены на горючее. Иными словами, и транспортный налог сохранился, и цены все равно пошли вверх, достигнув запланированного потолка.
 
Как известно, акцизы в цене каждого бензинового литра «весят» более 60%. У нас бензин – самая беспроигрышная форма сбора налогов в казну, а вот с тем же транспортным налогом большие проблемы. А потому с точки зрения государства и его финансовых потребностей с этой стороны никаких перспектив снижения бензина до 15 рублей за литр просто не существует. Но ведь есть немалые и чисто технологические причины вечного бензинового роста.
 
За все годы строительства у нас развитой демократии,  в стране не было запущено ни одного крупного современного нефтеперегонного завода, который обеспечивал бы высокий КПД переработки нашего черного золота. В результате выход готового продукта у нас примерно в три раза ниже, чем в среднем в США, а значит, его себестоимость пропорционально выше. Значит, надо инвестировать в переработку, чтобы с этой стороны попытаться хотя бы затормозить бесконечный путь нефтяной цены вверх. Но заводы если и появятся, то не завтра, а ездить все хотят уже сейчасНаступит следующее лето, но избавимся ли мы от этих навязчивых проблем?
 
Кстати
 
В правительстве обсуждается возможность создания государственной перерабатывающей компании для того, чтобы избегать в будущем бензиновых коллапсов. В то же время представители Роснефти заявляют, что уже в 2015 году в стране появится даже избыток топлива.

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий