Учителей отправили на фронт

Главным итогом завершившегося вчера в Москве VI съезда Всероссийского педагогического собрания (ВПС) стало то, что премьер Владимир Путин пригласил его участников влиться в Общероссийский народный фронт. "Чтобы дальше видеть, надо выше сидеть", – афористично заявил он, напомнив педагогам, что "Единая Россия" может помочь своим политическим сторонникам получить места в будущей Госдуме. По словам Путина, партии нужны "именно такие организации – деятельные, опирающиеся на поддержку граждан, продвигающие конструктивные идеи".
 
Впрочем, это событие можно было предвидеть заранее, ведь председатель ВПС Валентина Иванова уже была включена в координационный совет фронта на первом же его заседании, а организовывать этот съезд учителей ей помогал аппарат Вячеслава Володина, который является секретарем президиума генсовета "Единой России" и одновременно руководит "фронтовым" штабом. Такие "совпадения" случайными не бывают, поэтому данное организационно-педагогическое мероприятие следует рассматривать не как насущную необходимость, продиктованную массой нерешенных проблем, стоящих сегодня перед системой российского образования, а исключительно как предвыборную акцию. Партии власти накануне выборов срочно понадобились учителя.
 
Однако эти наивные люди поначалу все же не могли понять, почему их собрали на съезд в такое горячее время. "Что я, как директор, делаю в этой аудитории, когда идет единый госэкзамен, заканчивается учебный год, учителя готовятся к отпускам, утверждается смета на ремонт, решается вопрос работы оздоровительного лагеря, составляются кучи отчетных бумаг? В чем смысл проведения съезда именно сегодня?", – процитировала "Независимая газета" известного московского педагога Ефима Рачевского, которому поручили быть модератором одной из дискуссионных площадок съезда. Учителя просто не могли взять в толк, что для партии власти первостепенными являются только ее политические задачи, непосредственно связанные с выборами, а все другое не имеет особого значения (зачем беспокоиться о каком-то ЕГЭ, когда по графику запланировано очередное расширение ОНФ?).
 
И все же надо признать, что интерес к этому двухдневному мероприятию со стороны педагогического сообщества, да и всего общества был проявлен очень большой. И не только из-за присутствия на нем министра образования Андрея Фурсенко, к которому накопилось немало претензий, но и потому еще, что впервые с педагогами страны должен был встретиться сам Владимир Путин. Накануне открытия съезда в прессе появились сообщения о том, что учителя намерены радикально воспользоваться этим счастливым обстоятельством: они готовы не только выступить перед премьером с резкой критикой Фурсенко, но и потребовать его отставки.
 
"Делегаты съезда ищут в своих рядах "второго Рошаля", – писали СМИ, ожидая скандальной сенсации. Но то ли педагоги плохо искали, то ли журналисты что-то не так поняли, то ли доктор Рошаль в нашей стране только один – словом, никакого "выражения профессионального недоверия" министру на съезде не случилось. Что касается отдельных критических выступлений в адрес Фурсенко, прозвучавших в первый день съезда, то Путин их просто не услышал (он появился на съезде на второй день), а сам министр заявил, что в отставку не собирается.
 
Фурсенко сказал про увеличение зарплаты учителям, однако предупредил, что "есть те, кому надо повышать вдвое, а есть те, кому не надо повышать". По словам министра, в большинстве российских регионов разрыв между зарплатой учителей и средней по экономике "не так уж велик" – примерно 15 %, и поэтому сегодня не так-то просто устроиться на работу в школу. "На всю Россию вакансий, по-моему, меньше 10 тысяч", – похвастался Фурсенко, вряд ли подозревая о том, что работы в большинстве регионах нет вообще никакой, поэтому даже мизерная учительская зарплата хоть и не спасает от нищеты, но дает шанс кое-как выжить.
 
В отличие от своего министра, председатель правительства Владимир Путин решил сразу не разочаровывать педагогов. Во-первых, он сообщил, что в ближайшие два года на модернизацию системы образования будет направлено дополнительно 120 млрд. рублей. Еще не менее половины этой суммы должны выделить регионы. Уже с 1 сентября фонд зарплаты учителей увеличится сразу на 30 %, сказал премьер и даже процитировал Чехова: "Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ". Во-вторых, он призвал Министерство образования и местные власти избавить школы от излишней отчетности, назвав нынешнее положение дел "абсолютно бессмысленной работой". В третьих, пообещал, что "ни о каком переходе на платное образование в рамках школьной программы не может быть и речи".
 
Путин заявил о том, что ЕГЭ отменяться не будет, хотя "система, конечно, нуждается в совершенствовании, прежде всего, с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзаменов". По словам премьера, критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей и родителей справедлива, потому что процедура ЕГЭ пока еще "не на 100 % защищена от разного рода злоупотреблений". Следует, однако, заметить, что некоторые эксперты отмечают небывалый рост злоупотреблений, связанных с ЕГЭ. В частности, по данным исследования интернет-библиотеки Public.Ru, опубликованным в газете "Известия", общая сумма коррупционных сделок в системе образования в 2010 году составила 12 млрд. рублей. Именно введение ЕГЭ привело к росту школьной коррупции в 20–25 раз, что обогнало коррупцию в вузах. Премьер об этом, видимо, не знает.
 
Не совсем твердые знания предмета обсуждения Путин продемонстрировал и тогда, когда речь зашла о средней зарплате российского учителя. По словам премьера, она "сейчас скромная, достаточно скромная – немногим более 15 тысяч рублей". Услышав такую явно не соответствующую реальности цифру, зал возмущенно зашумел, но Путин смог ловко выбраться из этой щекотливой ситуации: "Я сейчас скажу, я знаю, где и по 5,5 тысяч рублей, и даже ниже, но я говорю о средней "по больнице", а средняя температура вот такая. Это статистика, от нее никуда не денешься, это, правда, так и есть. Это не очень объективный показатель, это правда. Если убрать из этой статистики Москву и Петербург – а зарплата учителей в Москве уже вышла на уровень средней по экономике Москвы – так вот если убрать Москву, Петербург, зарплату учителей со стажем, то картина будет гораздо более скромной, гораздо хуже. Я знаю, у меня каждый ход записан".
 
Вопреки установившейся традиции, далеко не каждое заявление и обещание Путина сопровождалось на этом съезде аплодисментами. Бурно реагировал только президиум, а зал вел себя очень сдержанно даже тогда, когда премьер пытался шутить на заданную тему. Поэтому не вызвало ожидаемой реакции демократичное обращение Путина к молодым педагогам, которые направлены в сельские школы: "С жильем-то вас, я надеюсь, не надули? А то у нас все может быть".
 
Другая шутка премьера – о ветеринарном враче, который преподавал в школе английский язык, была оценена учителями более благосклонно – им понравился вывод, который сделал Путин из этой истории: "Не исключаю, что ветеринарный врач может блестяще знать иностранный язык, но одно дело – знать, другое – преподавать". Видимо, даже зарплаты в 5 тысяч рублей и ниже, на которые приходится жить многим школьным педагогам, не убили в них чувство собственного достоинства и желания с уважением относиться к своей профессии.
 
Наверное, это почувствовал и Путин, решивший, в конце концов, сделать хоть какое-то замечание министру образования. "Андрей Александрович, было много критических высказываний по поводу вашей работы, – сказал он. – Если есть реальные проблемы, надо устранять их, а если тревога общества необоснованна – терпеливо разъяснять. Мнения и позиции общественности надо воспринимать и учитывать все здравые предложения". Фурсенко кивнул и улыбнулся в ответ.
 
Лидия АНДРУСЕНКО (НП)



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий