Год без проверки

С 4 июня вступает в силу постановление правительства "Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ", согласно которому очередной срок прохождения ТО переносится на 12 месяцев.

Еще одно изменение касается тех машин, которые только сошли с конвейера. При регистрации в ГИБДД на такие авто будет выдаваться талон. Сотрудник службы проверит наличие аптечки, огнетушителя и сверит номер кузова, больше никаких процедур проводить не будут.
 
Водители, которые едут за рубеж, могут получить дубликат талона о прохождении техосмотра с продленными сроками действия. При этом отсрочка на техосмотр не касается грузовых машин, такси, машин со спецсигналами, учебных авто и транспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов.
Впрочем, вопросов и неясностей на данный момент все равно остается немало. Взять хотя бы правила дорожного движения, в которых прописаны требования к техническому состоянию транспортного средства. Если в соответствии с ними состояние авто окажется неудовлетворительным, сотрудник ГИБДД может обратить на это свое пристальное внимание и выписать штраф. А почему нет? Ведь правила есть правила. В результате – всплеск коррупции и взятки в небывалых масштабах.
 
Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто говорит о том, что решение правительства вызвало недоумение у многих. Связано это с тем, что подписанное Путиным постановление не проясняет некоторые нюансы. "В указе два пункта. Первый объявляет мораторий для машин, которые должны проходить ТО в 2011 году до 2012 года. Этот момент не вызывает опасений, к тому же действительно так будет лучше, чем в спешке принимать закон, а потом его отменять. Но второй пункт постановления, а именно – отмена инструментального контроля для новых машин, но сохранения хоть какого-то техосмотра на год, вызывает вопросы. Мировая практика показывает, что обычно производитель сам в течение трех лет отвечает за техническое состояние авто. В таких условиях какой-то еще техосмотр просто не нужен. Поэтому не понятно, зачем вводить техосмотр для новых машин до года, если раньше хотели отменить его до трех лет", – отмечает Моржаретто.
 
Он полагает, что необходимо отменить техосмотр для новых машин, но если этого не произойдет, то доверить его специализированному сервису. Есть станции, которые работают в паре со страховыми компаниями, вот им и надо поручить эту процедуру.
 
Еще один нюанс, о котором стоит вспомнить, касается фирм, предоставляющих услуги по техосмотру. В стране более 2,5 тысяч пунктов для проведения техосмотра. Немало фирм, которые занимались техосмотром только легковых авто. Это связано с тем, что доля таких машин значительно выше, и заниматься только ими всегда было выгодно. После введения новых мер эти фирмы остались без работы. Им надо или менять профиль, или закрываться.
 
Надо отметить, что вступающий в силу документ носит временный характер и нужен лишь для того, чтобы как следует проработать готовящийся закон о техосмотре. В правительстве решили дать своеобразную амнистию на техосмотр, пока не будут введены новые правила. Ведь ситуацию с большими очередями в пунктах ТО нельзя было оставлять без внимания.
 
Что произойдет после того, как положение перестанет действовать и будет принят новый закон? Вероятно, техосмотр все-таки выйдет из ведения МВД. Возможно, за эту процедуру будет отвечать Российский союз автостраховщиков. Проведение техосмотра могут проводить в дилерских центрах и независимых СТО, аккредитованных страховщиками. Ведь страховые компании заинтересованы в проверке авто из финансовых соображений, а значит, будут делать это особенно тщательно.
 
Хотя и здесь могут возникнуть свои нюансы. Так, по словам вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, страховые компании повысят стоимость техосмотра до 3 тысяч рублей (старый тариф составлял 600-800 рублей).
 
Исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств Борис Ласкин утверждает, что "инфраструктура страховых компаний гораздо развитее пунктов ТО". "И когда мы говорим, что сегодня присутствует внушительная коррупционная составляющая при проверке ТО, нам же не приходит в голову кому-то переплачивать из страховщиков за получение полиса. Почему? Потому что их много", – заявляет он.
 
Впрочем, не стоит полагать, что если изменится место проведения техосмотра, то исчезнут желающие дать взятку и тем более ее взять. Вопрос только в том, каковы будут суммы "вознаграждения" за оказанную помощь. "Если по некоторым данным сейчас можно купить талон за 3-5 тысяч, то через год сумма возрастет до 1 тыс. долларов", – утверждает Леонид Ольшанский.
 
Окончательно ситуация прояснится лишь после того, как будет принят закон "Об обязательном техническом осмотре автомобилей", который дорабатывает Госдума. Первоначально нижняя палата планировала рассмотреть его сегодня, но потом решила отложить на середину июня. Глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев объясняет отсрочку тем, что заключение Главного государственно-правового управления президента на законопроект поступило только накануне вечером.
 
Пока же автомобилисты могут вздохнуть глубже. Ведь техосмотр в этом году проходить не придется. Главное, чтобы сотрудники ГИБДД не стали с завидным усердием досматривать состояние машин и искать то, за что можно взять штраф.
 
Сергей ВАСИЛЕНКО

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий