Президент Медведев из первых рук узнал о том, сколько и как зарабатывает сельский учитель

Глава государства пригласил жителей села Ненашево Тульской области на  встречу после того, как прочитал их письмо, поступившее на сайт Президента. Обсуждались актуальные проблемы работников сельского хозяйства, но начался разговор с проблем школы и учителей. Фрагмент разговора с жителями села публикуется  по материалам пресс – службы Кремля.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Дорогие друзья! Рад возможности повстречаться с вами.
 
Вы мне написали послание, нормальное человеческое послание о том, как сегодня живётся в деревне – в селе Ненашево Тульской области, о своих достижениях последних лет и, конечно, о трудностях, которых очень много.
 
Мне показалось это интересным не только для вас и для меня, но и вообще для большого количества людей. С такими проблемами, как у вас, сталкивается огромное количество селян, а у нас на селе, как известно, живёт треть страны. И это серьёзная цифра.
 
Поэтому я вас позвал попить чаю (прошу вас не стесняться, потому что не вполне привычно рассуждать о жизни перед телекамерами), но это действительно проблемы не только ваши, но и огромного количества людей, которые на селе живут. Надеюсь, что вы будете чувствовать себя комфортно.
 
Я, естественно, с вами встречаюсь первый раз, мы не знакомы, поэтому вы сами решайте, кому выступать и как, но, естественно, представляйтесь.
 
Пожалуйста, кто хотел бы начать?
 
Н.РАДЮКИНА: Дмитрий Анатольевич, давайте я начну. Радюкина Надежда Михайловна - директор Ненашевской средней школы. Прежде всего, я хотела бы Вас поблагодарить за то, что Вы очень быстро отреагировали на письмо, которое я Вам посылала. Посылала я его в пятницу вечером, а уже в понедельник Ваши помощники позвонили, что Вы в курсе событий и что нас практически готовы принять. Мы так рады, что наконец-то наша мечта сбылась, побыть у Вас в гостях.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
 
Н.РАДЮКИНА: Я не уроженка села Ненашева. Я училась в Ясной Поляне, на родине Толстого, но так сложилась судьба, приехала в Ненашево.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Не жалеете?
 
Н.РАДЮКИНА: Нет, не жалею, потому что деревня очень красивая, все время была перспективной, хотелось бы, чтобы она и не увядала.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Сколько у вас людей?
 
Н.РАДЮКИНА: У нас 670 человек, чуть больше. Село наше большое, очень красивое, у нас есть и школа, и дом культуры, у нас есть, будем говорить по-старому, «колхоз» имени Кирова.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: А по-новому?
Н.РАДЮКИНА: «ООО».
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно.
 
Н.РАДЮКИНА: Есть у нас сельская библиотека, есть у нас ФАП [фельдшерско-акушерский пункт]. Но проблем действительно много, они все злободневные. Но если мы все проблемы сегодня выскажем, то я не думаю, что Вы их решите.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Все не решим, а частично можем попробовать.
 
Н.РАДЮКИНА: Частично, может быть, и решим.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Тем более, еще раз повторяю, когда я посмотрел на ваше обращение, очевидно, что значительная часть проблем, которые вы поднимаете, характерна для всей страны. То есть это не только проблемы Ненашево, это проблемы большого количества сельских населенных пунктов. Так что давайте их обсуждать. Но Вы еще что-то не рассказали о себе.
 
Н.РАДЮКИНА: Да. Я работаю 30-й год в школе, уже директором, а до этого работала учителем, после того как переехала.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Какой предмет ведете?
 
Н.РАДЮКИНА: Веду английский язык, вела русский язык, поскольку это деревня, еще второй факультет я заканчивала в Тульском педагогическом институте. У меня двое детей, оба взрослые: одному - 37 лет, а второму - 24 года. Оба тоже окончили институт и работают в городе Туле. Что касается меня, то я - учитель в третьем поколении. Моя бабушка окончила церковно-приходскую школу и преподавала, мама с папой работали в начальной школе в Щукинском районе (это недалеко, тоже в Тульской области), а мне довелось работать в селе Ненашево. Знаете, другую жизнь я не представляю, кроме как учительство, потому что это благородная и очень важная профессия.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Надежда Михайловна, а сколько у Вас учеников-то?
 
Н.РАДЮКИНА: Всего у нас вместимость в школе 158 мест, у нас типовая восьмилетняя, но средняя школа по названию, и мы ведем 11 классов. На сегодняшний день - 73, выбыли несколько учеников, 15 человек - коллектив и обслуживающий персонал. Всего 29 человек, 73 ученика. Из 15 человек коллектива (Вы знаете, у нас очень сильный коллектив) - 13 с высшей категорией и первой категорией. Вы знаете, я просто горжусь, что создался такой коллектив во время работы, и очень интересно нам работать в этом коллективе. Кстати, здесь присутствует много наших выпускников, непосредственно которые работают и в школе тоже, сочетают работу в клубе, библиотеке.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Нина Михайловна, а скажите мне, сколько сейчас в Тульской области учитель получает?
 
Н.РАДЮКИНА: Я так скажу: если учитель пришел из техникума, то это 5-6 тысяч самое большое. Это очень мало.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Мало, конечно, совсем.
 
Н.РАДЮКИНА: Очень. Настолько мало, что даже стыдно иногда говорить про зарплату. А учителя, которые проработали по 40 лет с высшей категорией – 7200. Это тоже очень низкая зарплата.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Совсем мало. А всего так и получается 7200 или все-таки чуть больше?
 
Н.РАДЮКИНА: 7200 - это то, что получает учитель на руки. Это при одной ставке, если 18 часов. Низкая зарплата. Естественно, мы догружаем, как можем, но Вы понимаете, что такое догружать - это значит, что учитель уже работает с более высокой нагрузкой.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, по полторы смены.
 
Н.РАДЮКИНА: Да. А так зарплата невысокая.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть даже при наличии дополнительной загрузки все равно учитель больше, чем 10-12 тысяч не получает?
 
Н.РАДЮКИНА: 14-16. Если 36 часов, то семь и семь - это уже будет 14. И если плюс еще кружки после обеда, проверка тетрадей, кабинет, то тогда немного больше. Что у нас в школе? В школе есть Интернет - это самое главное.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Это - не самое главное, но очень важное.
 
Н.РАДЮКИНА: Я имею в виду самое главное для того, чтобы мы общались.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Это - да.
 
Н.РАДЮКИНА: И Вы знаете, извините, пожалуйста, ребята очень здорово пользуются Интернетом.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Мне очень приятно это слышать, потому что , когда я это все начинал, то было много сомневающихся не только среди чиновников, но и среди педагогов.
 
А можно я Вас спрошу: Вы сами ковыряетесь в Интернете?
 
Н.РАДЮКИНА: А как же, обязательно!
 
Д.МЕДВЕДЕВ: А что Вы там смотрите?
 
Н.РАДЮКИНА: В основном я смотрю все материалы, которые непосредственно касаются контроля и руководства. Это обязательно. Все выкладки областные, районные, которые у нас идут каждый день. Кстати, извините, я вообще-то никогда не жалуюсь, Вы знаете, Дмитрий Анатольевич, 30 лет работаю, но последние три года мы загружены кучей бумаг. У нас столько бумаг!
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Отчетность.
 
Н.РАДЮКИНА: Да, отчетность и различные предложения. Мы просто не успеваем с ребятами проделывать всю эту работу.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть я правильно понимаю, что даже в советские времена, когда тоже хватало всяких формальностей, отчетность была меньше, чем сейчас?
Н.РАДЮКИНА: Меньше, намного меньше.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: И о чем вы отчитываетесь перед Министерством?
 
Н.РАДЮКИНА: Обо всем. Вы знаете, прошел конкурс, мы буквально должны перед всеми отчитаться: и перед областью, и районом, и кто-то уже требует это в большом масштабе. А статистические отчеты мы уже считаем дежурными отчетами, то есть сколько учеников у нас на 1 сентября (это те, которые мы даем обязательно), штатное расписание.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: И обо всех конкурсах докладываете наверх?
 
Н.РАДЮКИНА: Да.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Плохо это. Честно говоря, не ожидал от Вас это услышать. Я думал, что отчетность хотя бы чуть меньше становится.
 
Н.РАДЮКИНА: Нет, отчетность не убавилась ничуть, наоборот, возросла.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Тогда еще один вопрос. У нас сейчас все компьютерно подготовленные люди, Интернет и так далее. Вы что, это еще и на бумажках пишете или все-таки в электронной форме?
 
Н.РАДЮКИНА: И в электронном, и в бумажном виде. Частенько у нас бывает два варианта обязательно - и электронный вид, и бумажный вид. Причем каждая служба запрашивает почти один и тот же вариант частенько.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Короче говоря, одно и то же пишете.
 
Н.РАДЮКИНА: Да.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: А куда пишете? В Тулу или в Москву?
 
Н.РАДЮКИНА: В Москву мы редко пишем. В Тулу пишем или в район пишем. Когда мы собираемся на областные совещания, мы говорим о том, что это сложная проблема.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно. Я пометил.
 
Н.РАДЮКИНА: Что касается оборудования, я решила сразу так бегом, потому что все сидят и хотят сказать много, в основном школа у нас оборудована, будем говорить, для сельского жителя неплохо, для ребенка. Сейчас вводится третий час физкультуры, я считаю, что это здорово.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: А есть где заниматься в школе у вас физкультурой?
 
Н.РАДЮКИНА: Есть, у нас есть спортзал хороший, а спортплощадка у нас совсем разбита, мы ее ставили еще в 90-м году. В принципе мы с областью проговорили этот вариант, когда у нас были Ваши советники, Ваши представители, думаю, что вопрос мы к 1 сентября решим. Вы знаете, и спортинвентаря маловато, лыж особенно. Зимой мы ребят на лыжи не можем поставить, потому что родители бедноватые - это деревня, поэтому на лыжи мы ребят с трудом ставим. Ну а так, ЕГЭ сдаем.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Как ЕГЭ?
 
Н.РАДЮКИНА: Нормально, ребята сдают ЕГЭ.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: А Ваше-то ощущение? Все-таки Вы всем этим руководите не первый год, не первое десятилетие даже занимаетесь этим?
 
Н.РАДЮКИНА: Дмитрий Анатольевич, я, конечно, понимаю, что я не открою нового чего-либо. На мой взгляд, ЕГЭ - очень хорошо для того, чтобы сельскому ребенку пройти в институт. Но я смотрю, негатив какой-то, даже не то, что негатив, а отрицательное явление - дети у нас перестали хорошо говорить.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Говорить?
 
Н.РАДЮКИНА: Говорить. Они разучиваются говорить, потому что они не читают, не пишут сочинений в таком количестве, как раньше.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Она, наверное, понижается не только из-за ЕГЭ, еще и по другим причинам.
 
Н.РАДЮКИНА: И из-за компьютеров, предположим, и других увлечений. И как учитель, я еще, знаете, хотела Вам сказать, как директор школы, эта проблема тоже, видимо, для всей страны, не только для нас. Мне иногда страшно включать телевизор. Какой бы канал я ни включила, везде стреляют, бьют. Кровь льется. Это так страшно. Дети настолько впечатлительные. И хотелось бы, чтобы этот вариант тоже как-нибудь решался.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, страшно даже не то, что дети впечатлительные, потому что все дети впечатлительные, да и взрослые впечатлительные, а то, что к этому привыкают.
 
Н.РАДЮКИНА: Вообще страшно.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: И это кажется нормой жизни. То есть «если стреляют, так и должно быть, просто потому, что из этого наша жизнь состоит». Ну а наша с вами жизнь все-таки не только из этого состоит и совсем не из этого. Вы же живете, у вас свои трудности, но точно это зачастую не то, что по телевизору показывают.
 
РАДЮКИНАН.М.: И хотелось бы, чтобы все-таки все эти новости, особенно утренние, с позитива начинались. Не с того, что где-то опять кого-то расстреляли, убили, посадили, а именно что построили, что приобрели, кому повысили зарплату, то есть, понимаете, с позитива.
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Вот это правильно.
 
(По материалам пресс- службы Кремля)



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий