Метеорологи радуют вологоградцев сообщениями о том, что жара отступает. Если это так, то возрадуемся. Но расслабляться не стоит: пожароопасная обстановка продолжает оставаться напряженной. Об этом можно судить не только по сообщениям о фактах возгорания и пожарах той или иной степени сложности, но и по материалам надзорных органов.
Так, прокуратурой Ольховского района с привлечением органов государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов и лесов района от природных пожаров.
Еще в мае 2011 года главы местных администраций были предостережены прокуратурой района о недопустимости нарушений законодательства в сфере профилактики и тушения пожаров, в том числе лесных.
Вместе с тем, в ходе контрольной проверки выявлено, что, несмотря на аномальную жаркую погоду в регионе и введение особого противопожарного режима, главами большинства сельских поселений района не обеспечено принятие соответствующих мер. Например, не организована уборка сухой растительности, водоисточники не оборудованы пирсами с твердым покрытием, территории населенных пунктов не обеспечены наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения гидрантов и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, имеется и ряд других нарушений.
Прокуратурой в суд направлено 13 заявлений в порядке ст. 254 ГПК РФ с требованием признания бездействия администраций сельских поселений незаконным и о понуждении немедленно принять должные меры по обеспечению безопасности территории и населения от угрозы пожаров.
Прокуратурой Кировского района Волгограда с привлечением специалиста МЧС проведена проверка полноты и достаточности мер, принимаемых для профилактики пожаров. Установлено, что на территории, прилегающей к ряду жилых домов, произрастает камыш, в посёлке «Волгогрэс» располагается несанкционированная свалка с горючими бытовыми отходами. Пожарные водоемы на нескольких улицах не имеют ведомственной принадлежности, в связи с чем на протяжении многих лет никем не обслуживались и пришли в негодность.
В соответствии с Положением об администрации Кировского района, персональную ответственность за выполнение возложенных на администрацию полномочий несет глава администрации. В связи с этим, в отношении него прокуратурой возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КОАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). Кроме того, подготовлено исковое заявление о признании незаконным бездействие администрации и понуждении ее к совершению действий, направленных на принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и приведению в ненадлежащее содержание пожарных водоёмов.
Между тем, прокуратура Центрального района Волгограда завершила проверку по факту двух пожаров на территории Мамаева кургана. Напомним, что они произошли 25 и 26 июля. По данным ГУ МЧС по Волгоградской области, огнем были охвачены лесопосадки и сухая трава на площади почти четыре гектара.
- Пожар на Мамаевом Кургане это пример того, что происходит, когда предписание государственного пожарного надзора не выполняется, - ответил главный инспектор.- В апреле этого года администрация Волгограда, получила от надзорного органа предписание, в котором, среди прочего, рекомендовалось убрать сухую траву со склонов кургана. Однако в назначенный срок наше предписание не было выполнено. По окончании проверки у нас будут претензии к администрации города, а затем последуют штрафные санкции, - разъяснил на минувшей неделе журналистам главный инспектор Госпожнадзора по Волгоградской области Игорь Мушиц.
И вот сегодня прокурор Центрального района Волгограда Александр Расстрыгин сообщил: в ходе проверки установлено, что пожароопасная ситуация была обусловлена неблагополучным состоянием территории, находящейся в муниципальном ведении.
Дело в том, что из 148 гектаров общей площади Мамаева кургана 17, 7 гектаров обслуживает ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Остальная территория находится в зоне ответственности муниципалитета, точнее - администрации Центрального района города. И если к ФГУК в плане пожарной безопасности претензий нет, то с администрацией района совсем наоборот.
Как сообщалось ранее, еще в апреле нынешнего года в ходе внеплановой проверки Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области было установлено, что администрацией Центрального района Волгограда не принимаются необходимые меры для предупреждения пожаров в границах Мамаева кургана. В частности, северо-восточный склон Мамаева кургана по направлению к улице Рокоссовского, восточная сторона до железнодорожного полотна, а также склон со стороны улицы Рокоссовского до границы с Краснооктябрьским районом оказались не очищенными от сухой травы и камыша.
Тогда же в отношении администрации Центрального района тогда было вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности. Однако вместо того, чтобы незамедлительно приступить к наведению порядка на запущенной территории, администрация района принялась оспаривать в суде обоснованные претензии ГУ МЧС.
Дело кончилось тем, что решением арбитражного суда привлечение к администрации района к ответственности было признано законным. А дальше – Тишина. Показательно, что возгоранию 26 и 27 июля подверглись именно те участки, на которые ГУ МЧС указывало как на территории особого риска.
По итогам прокурорской проверки, в районный суд направлен иск о понуждении муниципальных властей к ликвидации сухой растительности на склонах Мамаева кургана, а также в пойме реки Царица и на территории за Центральным стадионом.
После уточнения размера причиненного пожарами ущерба прокуратурой района будет решен вопрос о направлении материалов проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела по статье «Халатность».