Думается, всем известно, что именно так – «как с куста свалились» - говорят в случаях, когда появляется ничем не оправданная прибавка в денежном эквиваленте. С бюджетом регионов такие «подарки судьбы» исключены – тут требуется весьма напряженная работа. И это хорошо знают в Волгоградской области. Например, вопросам поступления налогов и сборов в бюджет и погашения налогоплательщиками задолженности по ним было уделено основное внимание на заседаниях комиссий муниципальных образований Волгоградской области по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов...
По данным комитета экономики администрации региона, в течение января-июня 2011 года состоялось 1997 заседаний этих комиссий, в том числе 1576 – в поселениях. Была проведена работа с 21252 налогоплательщиками. В результате 588 работодателей повысили заработную плату своим работникам (при этом большая часть из них - до величины прожиточного минимума и выше); оплата труда выросла почти у 5,5 тыс. работников.
Благодаря работе комиссий, в бюджет и внебюджетные фонды в первом полугодии 2011 года дополнительно поступило более 372,9 млн. рублей. В том числе за счет увеличения налоговой базы - свыше 7,4 млн. рублей (из них НДФЛ – более 4,2 млн. рублей, земельного налога – 1 млн. рублей, налога на имущество физических лиц – 600 тыс. рублей, единого налога на вмененный доход – 800 тыс. рублей); погашения задолженности по налогам и сборам и иным платежам – 365,5 млн. рублей (в том числе по НДФЛ – 65,7 млн. рублей, в государственные внебюджетные фонды – 149,9 млн. рублей, по земельному налогу – 61,8 млн. рублей, единому налогу на вмененный доход – 10,5 млн. рублей, налогу на имущество физических лиц – 11,1 млн. рублей, по арендной плате за землю – 59,3 млн. рублей).
Наиболее активно по пополнению доходной части бюджета работают комиссии Волгограда, Волжского, Камышина, Михайловского, Котовского, Новониколаевского, Фроловского, Среднеахтубинского муниципальных районов.
Особое внимание уделяется и такой проблеме, как инвентаризация налоговой базы по имущественным налогам. За первое полугодие 2011 года на заседаниях комиссий муниципальных образований было рассмотрено около 1,3 тысячи материалов о земельных участках, используемых без правоустанавливающих документов. В итоге по 495 участкам были оформлены необходимые документы. А после обсуждения на комиссиях 282 материалов по неоцененным землям 74 участка прошли процедуру кадастровой оценки. Не остались без внимания и материалы о неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земельных участках, а также о задолженности по уплате земельного налога.
Помимо того, было рассмотрено 376 материалов по незаконно возведенным строениям, помещениям и сооружениям и 1054 материала по возведенным строениям, фактически эксплуатируемым, но не оформленным в собственность в соответствии с действующим законодательством. После чего 83 объекта включили в налоговую базу, а еще на 355 недостающие документы были направлены в налоговые органы.
Как подчеркивает председатель комитета экономики администрации региона Роман Беков, работа по увеличению доходной части бюджета будет продолжена, поскольку рост доходной базы – важнейшее условие для решения стратегических задач, стоящих перед областью. А их, в свою очередь, будет решать тем легче, чем больше будет привлечено инвесторов, в том числе - и на муниципальном уровне.
Вот почему специалисты комитета экономики администрации Волгоградской области поставили конкретную задачу руководителям экономических служб муниципальных районов и городских округов региона: нормативные акты, способствующие созданию благоприятного инвестиционного климата, должны быть приняты в каждом муниципальном образовании региона.
- Общеизвестно, что одним из главных факторов, влияющих на инвестиционный климат, является система законодательства. Она определяет правовой режим инвестиционной деятельности, регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, органами местного самоуправления с одной стороны и иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой, - рассказал председатель комитета Роман Беков.
Он подчеркнул, что администрация области уделяет особое внимание нормативно-правовому регулированию инвестиционной деятельности в регионе. Например, в 2010 году был принят базовый закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Он расширил меры господдержки, определил условия и требования для их получения инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории региона. Для реализации нового законодательства были приняты 8 нормативных актов (5 постановлений и 3 закона Волгоградской области). В нынешнем году совершенствование областного законодательства продолжается.
Чтобы определить динамику развития инвестиционной деятельности в регионе, комитетом экономики администрации области проведен мониторинг нормативно-правовой базы муниципальных образований.
Как выяснилось, наиболее полная нормативная база в сфере инвестиций имеется в Волгограде. Администрациями Алексеевского, Дубовского, Иловлинского, Котовского, Ленинского, Николаевского, Новониколаевского, Руднянского, Фроловского, Чернышковского районов и г. Фролово уже началось ее формирование (нормативные акты либо уже приняты, либо находятся в стадии разработки и согласования).
Так, например, решением Чернышковской районной думы утверждено положение, определяющее основные формы поддержки инвестиционной деятельности на территории этого муниципального образования, а именно информационная и консультационная поддержка, организационная поддержка, финансовая поддержка, имущественная поддержка, а также методы ее осуществления.
Нормативные документы, определяющие порядок предоставления муниципальных гарантий инвесторам, приняты в Городищенском, Еланском, Жирновском, Котовском, Ленинском, Михайловском, Николаевском, Новоаннинском, Ольховском, Среднеахтубинском, Суровикинском районах, городах Михайловка и Урюпинск. А вот в Быковском, Даниловском, Калачевском, Камышинском, Киквидзенском, Клетском, Котельниковском, Кумылженском, Нехаевском, Октябрьском, Палласовском, Светлоярском, Серафимовичском, Старополтавском, Урюпинском районах, городах Волжский и Камышин нормативно-правовая база в сфере инвестиций пока отсутствует.
На специальном совещании этим муниципальным образованиям рекомендовано принять безотлагательные меры к ее формированию на местных уровнях. Кроме того, в целях реализации инвестиционной политики на территории Волгоградской области и привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона главы районов и городских округов должны представить в областную администрацию инвестиционный паспорт своего муниципального образования, а также паспорта инвестиционных проектов, реализуемых или предполагаемых к реализации, и паспорта инвестиционных площадок.
Пока такую информацию предоставили только 28 из 39 муниципальных образований. В результате проделанной работы сформировано 27 инвестиционных паспортов; 46 инвестиционных проектов паспортов и 122 паспорта инвестиционных площадок, из которых 40 – промышленные. В ближайшее время все инвестиционные паспорта муниципалитетов и информация о наиболее значимых инвестиционных проектах и площадках будет размещена на официальном сайте администрации Волгоградской области в разделе «Инвестору».
Как было отмечено на совещании, формирование для инвесторов максимально благоприятных условий будет способствовать не только финансовой устойчивости и стабильности региона, но и позитивному развитию экономики в целом.