Когда

Для начала всмотритесь в этот рисунок. Ну, о чем подумалось, какие ассоциации, какие мысли возникли? А теперь я отправляю тебя, уважаемый читатель, к одному из фрагментов опубликованной 150 лет назад в журнале «Русь» работе писателя Николая Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

«Стали все подходить и смотреть: блоха действительно была на все ноги подкована на настоящие подковы, а левша доложил, что и это еще не все удивительное.

- Если бы, - говорит,- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,- говорит, - увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

- И твое имя тут есть?- спросил государь.

- Никак нет, — отвечает левша, — моего одного и нет.

- Почему же?

- А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Конечно же, перечитывать классику всегда интересно, поскольку и познавательно, и поучительно, и полезно. В том числе, и для осознания многих процессов, которые в дни нынешние «никакой мелкоскоп взять не может». Но ведь глаз - «пристрелявши». Особенно, если это - глаз художников. Пусть даже и молодых. А у них свой взгляд есть, и они, по Лескову, «производят удивление».

Вот, например, открылась на уходящей неделе в Волгограде, в здании «Дом купцов Ренниковых» (ныне здание мемориально-исторического музея на улице Гоголя, что весьма символично), потрясающая выставка.

Независимое содружество художников «Арт-сцена» представило на ней Международный выставочный проект «Коммуникация» - молодые художники из России, Великобритании, Аргентины, Италии, Швеции, Мексики, Хорватии изучают возможности коммуникаций. «Выставка работ современного искусства в историческом здании дает уникальную возможность по-новому взглянуть на феномен коммуникаций как между прошлым и будущим, так и между автором произведения и зрителем», - анонсировали выставку искусствоведы Волгограда.

Согласен, ибо был, смотрел, размышлял. И в тот же день получил возможность убедиться, насколько работы молодых, у которых «глаз пристрелявши», актуальны в восприятии эволюции коммуникаций, которым, как водится, предшествует революция. Помогла мне это осознать новость о том, как в среду Владимир Путин опустился на дно Таманского залива, откуда сразу же поднял две амфоры VI-VIII вв. до н. э. Интернет взорвался комментариями, и тема стала самой популярной именно у молодых блогеров. Вспомнили не только знаменитую сцену рыбалки из советского фильма «Бриллиантовая рука», но и древний Рим.

По Плутарху, римский император Марк Антоний, чтобы не краснеть перед Клеопатрой, велел во время рыбалки насаживать под водой добычу на крючок. Окончилось все конфузом: Клеопатра была далеко не дура. Разрекламировав способности Марка Антония, она велела своему человеку насадить на крючок вяленую рыбу, которую Марк Антоний и поймал при большом скоплении зрителей.

«Ежу понятно, что пролежавшие на дне моря 15 веков сосуды должны были покрыться ракушками и толстым слоем песка. Путин же поднял подозрительно чистенькие амфоры. Чудом, можно сказать, ускользнувшие от целой археологической экспедиции, прочесавшей этот участок год назад, не говоря уже о "черных археологах", вычистивших фаногорийское дно на многие километры. Но, судя по общему резонансу, именно с амфорами пиарщики Путина имеют тотальный провал (интересно, кого-нибудь за это уволят?).

Причины произошедшего очевидны: полное отсутствие политической конкуренции в информационном пространстве напрочь лишило команду премьера потребности в самоцензуре. Как низкопробная театральная труппа, она давно играет по принципу "публика – дура". Наверняка какая-то часть этой публики, до сих пор сидящая у экранов телевизоров, стерпит даже такое. Вопрос, зачем власть делает ставку именно на подобных граждан?» - так жестко отреагировала на «коммуникацию с амфорами» Ирина Войцех в материале Пиар-провал Владимира Путина.

Вопрос, конечно, риторический, и каждый сам волен либо искать ответ на него, либо быть статистом в труппе, которая играет по принципу «публика- дура». Но если сценарии коммуникаций пишутся с учетом этого фактора, то, стало быть, есть расчет на получение дивидендов - в данном случае политических.

На этой неделе депутат Госдумы и лидер волгоградских «справороссов» Олег Михеев заявил, что его политические оппоненты готовят незаконное задержание его жены.

Как сообщили в пресс-службе волгоградского регионального отделения партии «Справедливая Россия», детали операции по аресту Татьяны Михеевой повторяют схему неудавшегося ареста самого Олега Михеева: сфальсифицированный перевод на 3500 рублей в республику Молдова, судебное решение, а затем требование службы судебных приставов республика Молдова о его задержании.

«Я не удивлюсь, если «Промсвязьбанк» подобным образом попробует инициировать аресты моих сыновей Алексей и Николая, а также полуторогодовалой дочери Анастасии», - заявил журналистам депутат Госдумы Олег Михеев.

Заявление «стреляет», но не интригует, поскольку «труппа» играет все по тому же принципу. А вот пример, когда сообщение интригует, но не «стреляет».

В эти дни стало известно о том, что экспозиция Волгоградской области на X Международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» будет представлена двумя основными блоками: «Волгоград – столица российского патриотизма» и «Урюпинск – столица российской провинции». Те, кто работает над проектом, его детали пока держат в тайне. Дело не только в коммерческих секретах, но и в том, что всякая экспозиция должна содержать в себе некую загадку, сюрприз.

Как отметил в интервью ИА «Интерфакс» губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко, презентация столицы российской глубинки – города Урюпинска, рассматривается в формате юмористических новелл, комических историй, но при этом – как абсолютно неотъемлемая часть экспозиции Волгоградской области.

По признанию разработчиков экспозиции, действительно волгоградский выставочный стенд будет с элементами юмора, и даже иронии. «Мы всегда были такими пафосными, что с нами иногда было страшно», – утверждают они. Намек более чем прозрачен, если оглянуться на прошлогодний форум и тот резонанс, который сопутствовал части экспозиции области.

Но вот нам демонстрируют новый коммуникативный подход.

- От форума нельзя ждать мгновенного эффекта: инвестиционные соглашения, которые там подписываются, всегда готовятся задолго. Их подписание выносится на публику, чтобы ярче преподнести участие региона в форуме. Здесь нельзя использовать простую арифметику: столько-то рублей потратили на поезд и гостиницу, а вот на столько привезли договоров и соглашений, - цитировали в эти дни газеты слова вице губернатора Олега Матвейчева.

- Одно дело, - говорит он, - везти ведро яблок на базар, и другое – на выставку.- На выставке вы ничего не продадите, зато потом у вас будут оптовые покупатели.

Прав, вне всякого сомнения, и губернатор Анатолий Бровкою, прав и вице- губернатор. Но не «стреляет», ибо интрига (общая концепция) не стала достоянием общественности и превратилась в некую тайну.

Идея сделать Урюпинск столицей «конгрессного» движения России и, чем черт не шутит, международного уровня, и впрямь креативная, но не закончилось бы все так, как на рыбалке Марка Аврелия в присутствии Клеопатры. Или как в истории с амфорами.

Это будет тем более обидно, что впервые на волгоградской экспозиции международного экономического форума в Сочи особое внимание будет уделено не областному центру, а проектам, которые будут реализованы в самых разных уголках региона.

Среди них «Комплексная реконструкция участка железной дороги «станция им. М. Горького – станция Котельниково» Приволжской железной дороги», «Строительство и развитие производства автобусов малого класса с законченным производственным циклом на территории городского округа город Волжский», «Реконструкция оздоровительного комплекса «Санаторий «Эльтон-2», «Разработка Авиловского газонефтяного месторождения», «Строительство цементного завода в Камышинском районе» и другие проекты.

Продолжая тему, отмечу, что на этой неделе шесть инвестиционных проектов представили Волгоградскую область на интерактивной инвестиционной карте России.

Данная карта формируется Министерством экономического развития РФ и способствует привлечению отечественных и зарубежных инвестиций для реализации конкретных инвестиционных проектов в российских регионах. Размещаемые на карте сведения позволяют потенциальному инвестору получить общую картину об инвестиционных проектах на территории того или иного субъекта Федерации, а также изучить технические детали конкретных предложений, проанализировав экономическую целесообразность участия в проекте.

В настоящее время в работе находятся еще 6 инвестиционных проектов. Как сообщили в комитете экономики, на интерактивной карте будут размещаться проекты, получившие одобрение Волгоградского областного совета по инвестициям.

Стоит отметить, что Южный федеральный округ пока представлен на интерактивной карте только 8 инвестиционными проектами: 6 – Волгоградской области, по одному – Ростовской области и Краснодарского края.

Вот тут и без «мелкоскопа» видно: информация и интригует, и «стреляет». И коммуникативной подачей работает на тех, кто хочет делом заниматься. Чем это может закончиться, и рассказал ровно 150 лет назад в журнале «Русь» писатель Николай Лесков в работе «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Кстати, в школах этот сказ обязателен к прочтению по программе шестого класса. Но ведь перечитывать классику всегда интересно, поскольку и познавательно, и поучительно, и полезно.



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий