Михалков и Утомлённые

 

«Право и Правда. Манифест Просвещённого Консерватизма». Все слова в названии – с большой буквы. Никита Сергеевич Михалков никогда по мелочам не разменивался. Остался верен себе и на этот раз. И опять попал в самое яблочко. Реакция общественности на его Манифест оказалась молниеносной и сокрушительной. Первые лица государства вкупе с «Единой Россией» идеологическое кредо Михалкова единодушно поддержали. Интеллигенция и политическая оппозиция также единодушно его разгромили. По крайней мере, так может показаться…

 

Зачем этот текст появился? Почему именно сейчас? Для чего он нужен и нужен ли вообще? Это и есть самые интересные вопросы, ответами на которые последние дни переполнены газеты и журналы, не говоря уже об Интернете.

 

Версия 1. «Политическая»

 

Общим местом для всех комментаторов михалковского Манифеста стали размышления о грядущих президентских выборах в 2012 г. Одни политологи заявили, что в «Праве и Правде» мысли – Путина, а слова – Медведева. Другие резонно возразили, что всё же это скорее Путин, чем Медведев, мол, тут написано не про модернизации, а про консервации. Третьи договорились до того, что текст Михалкова претендует сменить собой «Стратегию 2020» и является своего рода её идеологическим «апгрейдом». Но все сходятся в одном – текст появился неспроста, а сам Манифест Просвещённого Консерватизма отбрасывает на российскую землю-матушку тени сразу  всех кремлёвских башен.

 

В этом и есть гений Никиты Михалкова. Гений политической конъюнктуры, передающийся, судя по всему, на генетическом уровне. В этой оценке нет абсолютно ничего уничижительного. Гениальный конъюнктурщик в отличие от многочисленных менее даровитых, и оттого завистливых собратьев, умеет сориентироваться раньше всех. Оказаться первым и собрать все сливки. Отставшим остаётся только смотреть на гордую осанку барина Михалкова (со спины) и шипеть вслед про то, что он всех окружающих почитает за холопов.

 

Да, Никита Сергеевич – барин. И по форме барин, и по содержанию. И гордо во всеуслышание повторяет раз за разом, что его род всегда был на службе государевой. И всегда был в своих начинаниях успешным и плодовитым. «Пришла пора – делать дело!», - призывает Михалков сограждан. Он даже и не уточняет, какое именно дело. Достаточно того, что сам он его делает и считает свой пример вполне достойным для подражания.

 

Версия 2. «Коммерческая»

 

Как и положено, никто из критиков Манифеста не забыл про выдающиеся коммерческие успехи Никиты Сергеевича, выпавшие ему в последние годы. Вот даже в последнем номере «Огонька» главный редактор пригламуренного «GQ» снисходительно признаёт за Михалковым  то, что он всю свою жизнь делал дело, а поэтому он (редактор) не испытывает от Манифеста ни малейшего раздражения. Правда статью сопровождают красноречивые факты о бизнес-достижениях выдающегося кинорежиссёра и актёра. Тут и кинофонд с бюджетом в 2,8 млрд. рублей при аналогичном показателе по линии Минкультуры в 850 миллионов, и семиэтажная гостиница киностудии ТРИТЭ в центре Москвы в малом Козихинском переулке, и растущие доходы от сбора денег по линии Российского союза правообладателей, председателем правления которого является сын Михалкова Артём.

 

Напрямую автора Манифеста никто, конечно, в корыстолюбии не упрекает. Но намёк прозрачен как родниковая вода: Манифест Просвещённого Консерватизма – очередной удачный PR-ход прожжённого и удачливого дельца. Каков самый беспроигрышный манёвр для того, чтобы оставаться главным художником «при власти»? Правильно! Надо сделать этой власти подарок. Например, в виде Манифеста. Дёшево и сердито. У власти – образец для подражания всем прочим деятелям культуры. У деятелей культуры – флагман отечественного кинобизнеса и эталон патриотического художника. И даже у оппозиции – повод для консолидации вокруг брезгливого «фи!». И, главное, сам Никита Михалков не в накладе. Как минимум, хорошая реклама перед показом в кинопрокате «Утомлённых солнцем – 3». В общем, как говаривал товарищ Ленин про роман М. Горького «Мать» - «очень своевременная вещь». В таких делах художественные достоинства излишни.

 

Версия 3. «Идеологическая»

 

В оценках идеологической составляющей Манифеста с критиками Михалкова спорить попросту невозможно. Они правы абсолютно во всём. Текст – невыразительный. Стиль – убогая помесь пафоса и канцелярита. Новых мыслей – ни одной. Цитаты –  затёртые как рукавицы лесоруба. Пантеон достойных подражанию  исторических личностей – скучен и невыразителен в описании их выдающихся заслуг.  Сам слог манифеста настолько далёк от энергетики живого Михалкова, что тех товарищей, кто его писал (или помогал писать) стоило бы выпороть хмурым ноябрьским утром свежевымоченными в рассоле розгами прямо на дворе усадьбы хозяина. Прилюдно. Чтобы прочая челядь знала, как надо делать дело, и не позорила барина своей топорной работой.

 

Но всё равно, Манифест получился значительно лучше и живее, чем всё мёртворождённые идеологические продукты массового партийного производства. Чего стоит только такая фраза: «Пришло время сказать: революции закончены – забудьте!». Отныне Манифест Карла Маркса с его бродячим призраком коммунизма заменяется на блокбастер и мультсериал «Охотники за привидениями». А российским сторонникам КПРФ сам Михалков сообщает, что на самом деле они, парадоксальным образом, – тоже   традиционалисты и консерваторы. Только, видимо, слишком старомодные и не достаточно динамичные.  Вот прочитают правильный Манифест Просвещённого Консерватизма, тогда и проголосуют правильно.

 

И последняя порция бальзама – на раны провинциальной, нестоличной  России: «Просвещённый консерватизм, в хорошем смысле слова, провинциален». Без Манифеста сказать «провинция» – хуже, чем обругать. А так, с Просвещённым Консерватизмом – «провинциал  – это звучит гордо!».

 

Утомление. Без версий и вариантов.

 

Художественный стёб над идеологическим кредо Михалкова может продолжаться бесконечно. Как и критика самой его неординарной личности. Как и его  бизнес-проекты в кинематографе, общественная деятельность, художественные достоинства последних кинолент. Только вот в этом стёбе и негодовании по поводу Манифеста самое важное в том, что этот текст стал событием. Политическим, культурным и даже, прости Господи, интеллектуальным.

 

В каком же обмороке или переутомлении должна находиться нынешняя российская общественно-политическая мысль, чтобы личное политическое кредо известного кинорежиссёра и актёра стало мейнстримом, даже пусть на непродолжительное время? Либо Никита Сергеевич Михалков действительно – выдающийся политический мыслитель, либо все остальные – партии, их идеологи и государственные мужи находятся в состоянии полной политической импотенции.

 

Сам автор Манифеста на роль ведущего идеолога страны не претендует. Но в очередной раз он просто и недвусмысленно продемонстрировал всем-всем-всем: «Я – Мужчина!». А кто вы – решайте сами…  Делайте дело!

 

Виктор ПИЛИПЕНКО

 

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий