Власть готовит очередное перераспределение полномочий между центром и регионами

Разговоры о необходимости децентрализации власти в России начались давно. Однако за последние 20 лет ситуация с соотношением полномочий по вертикали – федеральный центр – регионы – муниципалитеты – менялась не единожды, причём порой – на диаметрально противоположную.

Кстати, попытки передать больше власти на места предпринимались на Руси не однажды. Во времена правления Екатерины II была проведена административная реформа, избавившая губернское и городовое начальство от необходимости порой нелепых и ненужных согласований вопросов местного значения с питерскими чиновниками. В XIX веке на фоне самого бескровного модернизационного проекта, затеянного императором Александром II, была успешно осуществлена реформа местного самоуправления.

Но обратимся к дням нынешним. В "лихие девяностые", как мы помним, в ходу был лозунг: "Берите суверенитета столько, сколько хотите". В результате некоторые регионы, например, Башкирия, Саха-Якутия и Татарстан перестали платить налоги в федеральный бюджет, а Чечня превратилась в рассадник бандитизма и терроризма.

В "нулевые" начали брать верх центростремительные тенденции, которые окончательно возобладали с переходом к назначаемости глав регионов. Существенно изменились в стране и межбюджетные отношения, связанные, в свою очередь, с новым подходом к сбору и распределению налогов. Эта система сегодня напоминает перевёрнутую пирамиду: средства стекаются в центр и уже оттуда распределяются обратно на места. В итоге количество дотационных регионов в России только выросло, а пороги высоких правительственных кабинетов ещё чаще стали обивать региональные руководители, вымаливая для своих республик, краёв и областей дотации, субвенции и трансферты.

Окончательно запутал ситуацию пресловутый 122-й закон о монетизации льгот, сбросивший значительный объём полномочий в субъекты Федерации без соответствующего финансового обеспечения. И гнев населения за непопулярные антисоциальные реформы обрушился тогда, прежде всего, на губернаторов и глав муниципалитетов.

Кстати, на муниципальном уровне в "нулевые" тоже вдоволь наэкспериментировались, приняв закон, создающий низовое – поселенческое – звено местного самоуправления. Вроде первоначальная идея казалось благой и здравой: обеспечить шаговую доступность власти и ряда оказываемых ею (напрямую или опосредованно) услуг. Однако хотели, как лучше, а получилось... Маломощные поселения с бюджетами, которых хватало разве что на содержание самих местных (так и хочется написать: местечковых) администраций, не получили ни серьёзных полномочий, ни финансов на их реализацию.

В конечном итоге, многие регионы начали обратный процесс укрупнения сельских поселений и упразднения администраций райцентров с передачей их функций администрациям районов, благо поправки в 131-й закон о МСУ теперь позволяют это сделать. Кое-где начали создавать единые городские округа с включением в их состав и сельских территорий. Но этот вариант хорошо работает только там, где наличествует крупный город некогда областного подчинения, например, такой, как Новомосковск в Тульской или Старый Оскол в Белгородской областях.

Тем временем, количество чиновников всех уровней в стране продолжало возрастать, и с этим тоже нужно было что-то делать, ведь сфера госрегулирования всё сокращается и сокращается, а бюрократия всё придумывает и придумывает, чем ещё себя занять.

И вот, в разгар большой федеральной избирательной кампании президент и лидер списка "Единой России" Дмитрий Медведев предложил всерьёз заняться децентрализацией властных полномочий. Разработать комплексное решение этого вопроса он недавно поручил Совету Федерации. Впрочем, в настоящее время этим вопросам уже занимается правительственная рабочая группа во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком. На прошлой неделе она провела заседание, на котором обсуждался предварительный список передаваемых регионам полномочий.

Задача это непростая, поскольку федеральные министерства и ведомства вряд ли захотят терять свои "инструменты и рычаги", а на местах лишний раз задумаются о том, не повторится ли история с монетизацией – полномочия передадут, а потом бегай по Москве, выбивай под них деньги. И вправду: разговор о необходимости серьёзного пересмотра механизма расщепления налогов, в частности, и межбюджетных отношений вообще, пока даже не стоит в повестке дня. То есть деньги как уходили в центр, так и будут уходить, а там уж решат, кому, как и для чего их распределить.

Кроме того, далеко не факт, что увод ряда контрольно-надзорных функций в регионы положительно скажется на реализации этих самых функций. Скажем, то, чем сейчас занимается Роспотребнадзор, предполагается передать субъектам. Но, если сейчас федеральные чиновники на местах относительно независимы от губернских начальников, то после переподчинения последним эффективность работы резко снизится, а коррупционная составляющая – лишь усилится, знаменуя тем самым начало широкомасштабного наступления на старые грабли.

При этом муниципальное управленческое звено пока вообще не рассматривается в контексте пересмотра соотношения властных полномочий, хотя здесь тоже есть, что обсудить и что изменить. Ведь налицо провал идеи 131-го закона: муниципальные районы, вместо того, чтобы стать "диспетчерами" между поселениями и оставить себе минимум полномочий, наотрез отказываются делиться властью (и деньгами тоже) с сёлами и посёлками. Но, видимо, до глубинки у рабочей группы Козака руки пока не дошли. Дойдут ли?
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий