Возможно, кто- нибудь из вас смотрел вчера очередной выпуск популярнейшей передачи «Прожекторперисхилтон». Как и в предыдущем выпуске, ведущие не прошли мимо темы строительства ТЮЗа в Саратове и сказали том, что проверять положение дел с этим долгостроем едет высокопоставленный ревизор- земляк. А какое отношение это имеет к Волгограду?- спросите вы. Не перебивайте, сейчас все станет на свои места. Только читайте внимательно - у этих ребят все как в кривом зеркале.
- В городе Вольске Саратовской области местные власти узнали, что едет проверка во главе с вице-премьером Вячеславом Володиным. И тут же вспомнили, что чиновник распорядился отремонтировать участок трассы Сызрань-Саратов-Волгоград, - начал читать заметку в «Комсомолке» Иван Ургант. - Под это и деньги выделили - около трех миллионов рублей. А дорогу не сделали…
- Такой курьез в такой стране! – сделал удивленные глаза Сергей Светлаков.
- Самое интересное: в спешном порядке дорожников с раннего утра погнали укладывать асфальт. Снег разгребать некогда, так что положили прямо на него. Сделали то, что в прошлом году сделали с приказом сделать дорогу – положили прямо на него, - уточнил под дружный хохот и коллег, и зала Иван Ургант.
В этом забавном диалоге я бы выделил не то, что дорогу положили на снег, хотя здесь весьма и весьма напрашиваются параллели с объявленным на уходящей неделе окончанием ремонта внутридворовых дорог в Волгограде. И выделил бы даже не то, что с приказом сделали то, что со снегом - положили прямо на него. В этой игре слов я бы не стал даже искать ответа на вопрос: а что, если говорить конкретно, «положили» и на снег, и на приказ? - тут легко оперировать российской словесной традицией. Меня привлекла наивно - простодушная, но со смыслом брошенная реплика Сергея Светлакова: «Такой курьез в такой стране!». И вот о некоторых курьезах уходящей недели, как на федеральном, так и на региональном уровне, и поговорим сегодня.
Волгоградский священник как гражданин наблюдатель
В минувший вторник в Москве, в Центральном Доме журналиста состоялось первая встреча организаторов проекта «Гражданин Наблюдатель» с журналистами. Директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова и пригласила журналистов участвовать в выборах в качестве общественных наблюдателей. Только, всем вместе, сказала она, можно защитить выборы от нарушений и предотвратить незаконные удаления наблюдателей с избирательных участков. Политолог Дмитрий Орешкин назвал целью проекта - возвращение доверия граждан к выборам, возрождение общественного контроля. Руководитель отдела мониторинга выборов «Голоса» Андрей Бузин, подчеркнул, что «интенсивность сообщений на Карту нарушений увеличилась по сравнению с предыдущими выборами в десять раз. Структура нарушений не изменилась, однако применение технологий использования административного ресурса исполнительной властью стало более наглым и открытым».
А на следующий день на сайте этой самой карты нарушений (www.kartanarusheniy.ru) появилось сообщение, которое прошло затем в расширенном варианте по бесчисленным СМИ как в России, та и за рубежом. И потому я предлагаю прочесть информацию в том виде, в котором она изложена самим священником Алексеем Плужниковым, настоятелем прихода святых апостолов Петра и Павла в Советском районе Волгограда.
Согласно записи в блоге священника, в девять утра в среду ему позвонили из администрации района и пригласили на встречу. «Я тут же заволновался: ну мало ли, настоятель двух приходов все-таки, вдруг какие разборки, кто-то чего-то нажаловался, что-нибудь по земле, по участку, – пишет священник. Отслужил молебен, полетел. Прихожу, там уже отцы есть. Сразу понял, что дело не во мне, что просто попов собрали. Приняла нас вместо главы его зам по социалке. С места в карьер она нам намекнула, что понимаете... хорошо бы вот, вы же такие хорошие, такие психологи, такие влиятельные... ну там прихожанам намекнуть... что... голосовать надо за «Единую Россию».
Общественный резонанс эта информация вызвала такой, что отца Алексея просто одолели вопросами, и, спустя несколько часов, он опубликовал новое сообщение: если кто-то считает, что его можно использовать в политической борьбе, то тот глубоко ошибается. «Поясняю просто и ясно: мне дела нет ни до едросов, ни до прочих. Любая власть, будучи у руля, будет поступать точно так же. Просто я никому не позволю давить на себя», – написал отец Алексей.
От скандала тут же открестились все. В Волгоградской епархии его просто не комментируют. Вице-губернатор Волгоградской области по внутренней и информационной политике Олег Матвейчев заявил журналистам, что инициатива по сбору священников была проявлена отдельными районными чиновниками, но, дескать, на ней никакого давления на батюшек не оказывалось. На следующий день свою позицию уже обозначило высшее руководство «Единой России» в лице секретаря президиума Генсовета партии Юрия Шувалова. По его словам, у государства и церкви разные задачи и инициативы по привлечению священников к предвыборной агитации партия приветствовать не может.
В этой связи напомним, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в главе «Церковь и политика», явно указано: «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее». Участие невозможно - это и ежу должно быть понятно. Но в определенных условиях не только ежик, как видим, предпочитает действовать по принципу: если нельзя, но очень хочется, то можно. Такой вот курьез в такой стране!
У советских - собственная гордость
Не скрою, на меня лично, в силу, прежде всего, почтенного возраста, а не только как журналиста, сильное впечатление оставила встреча президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина с пенсионерами и ветеранами, которая состоялась в минувший четверг в Зимнем саду Большого Кремлевского дворца. Ее фрагменты объемно транслировались на абсолютно всех теле - радиоканалах, стенограмма встречи размещена в Интернете, сама встреч вызвала многочисленные и весьма неоднозначные комментарии, что вполне объяснимо.
Внимание политологов и журналистов привлекло, как пишет руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий Александр Ивахник, то обстоятельство, что «Владимир Путин в стиле агрессивной предвыборной кампании 2007 года вновь обратился к теме «проклятых 90-х». Правда, истоки трагедии того времени он увидел на конечном отрезке советского периода, когда люди оказались в плену популистов». Наблюдатели тут же отреагировали: именно тогда Владимир Путин работал помощником мэра Ленинграда Анатолия Собчака – одного из самых ярких популистов позднесоветского периода и о котором, впоследствии , очень уважительно - и не раз - отзывался.
Далее, продолжает Александр Ивахник, будущий президент прямо связал эти воспоминания с идущей в стране предвыборной кампанией. «Я обращаю ваше внимание на что? И сейчас много нерешенных задач и очень много проблем, в том числе болезненных. Нам ни в коем случае нельзя позволить популистам оседлать вот эти темы, проспекулировать опять, в очередной раз, на этом и получить с этого какие-то дивиденды. Все-таки нужно уметь отличать реальные проблемы и тех, кто решает, хорошо или плохо, но решает эти проблемы, от тех, кто ни фига не делает, извините меня за такие слова, и только опять всё обещает с целью что-то там получить, какие-то властные инструменты и полномочия», - предупредил Владимир Путин. И выразил надежду, что прививка 90-х годов была достаточно мощной, чтобы общество могло объективно оценивать происходящие в стране события.
И тут напрашивается вопрос: не поэтому ли в тот же день, как сообщили некоторые сетевые издания, Всероссийская гостелерадиокомпания запретила к показу в своих региональных подразделениях агитационный ролик «Справедливой России», демонстрирующий тяжелое материальное положение пенсионеров? И сделано это было по рекомендации Центризбиркома, углядевшего в этом ролике «признаки разжигания социальной розни в отношении лиц, принимающих решения о размерах пенсий и тарифов на коммунальные услуги».
Интересное, согласитесь, получается кино: с пенсиями в стране - проблемы, Пенсионный фонд России в глубокой… дыре, тарифы на коммуналку растут - и этим никто не спорит. Но вот говорить об этом в период избирательной кампании, оказывается, нельзя. А когда же еще говорить? Обозначенные проблемы являются ключевыми в программных - политических и экономических - заявлениях всех партий всех стран, прежде всего именно в период выборных кампаний. Это называется логика и практика политической борьбы. Увы, у советских, как говорил поэт, собственная гордость. Актуально и сегодня -такой вот курьез в такой стране!
Можно ли сегодня верить герою Чернышевского?
Уходящая неделя была отмечена очень важными событиями: Госдума - во втором, а Волгоградская областная дума в первом - приняли проект бюджетов на 2012г. и плановый период 2013-2014гг Согласно проекту, дефицит федерального бюджета РФ в 2012г. составит 876,6 млрд руб. (1,5% от ВВП), в 2013г. - 1 трлн руб. (1,6% от ВВП), в 2014г. - 491,1 млрд руб. (0,7% от ВВП). Планируется, что дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
А теперь вернемся в Волгоград, где в четверг депутаты областной думы, после обсуждения проекта бюджета в профильных комитетах, приняли в первом чтении закон "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Итак, доходы областного бюджета на 2012 год утверждены в сумме 60,5 миллиарда рублей, расходы - 68 миллиардов рублей. что предполагает в будущем году дефицит в 7,5 миллиарда рублей, или 15% -т.е. максимально допустимую величину. На 2013 год доходы бюджета составят 59,7 миллиарда рублей, расходы - 63,5 миллиарда рублей, дефицит - 3,7 миллиарда рублей(7%). Объем доходов в 2014 году утвержден в сумме 64,8 миллиарда рублей, расходы - 67,8 миллиарда, дефицит - 3 миллиарда рублей или 5%.
Отметим, что в рамках подготовки законопроекта «Об областном бюджете на 2012 год и на период до 2014 года» к первому чтению основные параметры главного финансового документа региона были откорректированы. В частности, внесены предложения об увеличении доходов областного бюджета в части налога на прибыль прибыльных организаций в сумме 540 млн. рублей, что, впрочем, не повлияло на соотношение доходов и расходов и, что принципиально важно, на формирование дефицита бюджета. Сравните прогнозируемый дефицит Волгоградской области с планируемым дефицитом бюджета федерального - что вы заметите? Тенденцию. Тенденцию многолетнюю. Тенденцию, которой отмечено большинство регионов России. Но если 72 региона России являются дотационными, а дефицит бюджета каждого из них - в процентном соотношении - не на один порядок выше бюджета федерального, то тут не уйти от поиска ответа на вопрос: да все ли ладно в «королевстве» датском?
Скажем, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2012-2014 годы, утвержденному Минэкономразвития РФ, в 2012 году ожидается повышение стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в среднем на 4,9% процента. Исходя из этого, управление по региональным тарифам администрации области определило прогнозную сумму выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций Волгоградской области на 2012 год в размере 127,7 млн. рублей. Где их взять и кто их покрывать будет? А ведь придется- и, скорее всего из бюджета. Не федерального, конечно.
На заседании областной думы депутаты не стали вникать в некоторые особенности формирования бюджета, хотя их в той или иной степени озвучил председатель комитета по бюджетной и налоговой политике администрации области, вице- губернатор Александр Дорждеев. Более полно они отражены в экспертном заключении Контрольно -счетной палаты (КСП) Волгоградской области.
Формирование доходной части областного бюджета и объемов межбюджетных трансфертов на 2012-2014 годы осуществлено в законопроекте в условиях предполагаемых разработчиками изменений бюджетного законодательства на федеральном и региональном уровне. Например, в будущем году предлагается значительное сокращение как количества субсидий, так и объема областного фонда софинансирования относительно 2011 года. Так, на 2012 год объем фонда предусмотрен в сумме 5818,2 млн. руб., что меньше его размера в 2011 году на 3902,5 млн. руб., или на 40,1 процента.
В чем же основные причины уменьшения фонда софинансирования?: Вот как отвечает на этот вопрос КСП
1. Перераспределение расходных полномочий по оказанию медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта РФ, в связи с чем:
-на 1695,2 млн. руб. сокращен объем предоставления субсидии на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) – с 2331,8 до 636,6 млн. руб.;
-на 408,5 млн. руб. – не предусмотрены субсидии муниципальным районам (городским округам) на компенсацию расходов в связи с отменой налоговых льгот по налогу на имущество;
-на 153,9 млн. руб. - субсидии на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи трансформированы в субвенции.
2. Отсутствие отдельных субсидий, финансируемых (софинансируемых) из федерального бюджета и федеральных фондов:
-202,7 млн. руб. – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействию реформирования ЖКХ;
-332,2 млн. руб. - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства с использованием средств Фонда содействию реформирования ЖКХ;
-507,9 млн. руб. – на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов РФ за счет средств федерального бюджета.
Добавим к этому уже упомянутое снижение ресурсного обеспечения мероприятий долгосрочных областных целевых программ, без которого невозможно софинансирование из федерального бюджета. Видные эксперты, анализируя проектфедерального бюджета, принятый уже во втором чтении, утверждали: он свидетельствует о продолжении политики перекачивания доходов из регионов в федеральный бюджет. Обратимся к цифрам.
В 2010 г. совокупные доходы региональных бюджетов в общих доходах страны составляли почти 49%, в 2012 г. они составят 42,2%, а в 2014 уже лишь немногим больше 40%. И это с учетом трансфертов из федерального бюджета. Одновременно при таком выкачивании денег из регионов правительство передает региональным субъектам и муниципалитетам все больше и больше расходных полномочий, - говорили аналитики. Так, утверждали они, только по разделу «Межбюджетные трансферты» в проекте на трехлетку предусматривается снижение расходов почти на 100 млрд. руб., то есть уменьшается сумма, которую получат регионы. Пожалуй, достаточно. Только и остается, что руками развести: а как все это соотносится с идеей децентрализации власти? Или децентрализация- это когда полномочия и ответственность губернаторам и муниципалитеты, а деньги - центру?
Я хорошо помню и те самые «лихие» 90-е, и первые, «перспективные» 2000-х. Очень популярен тогда был лозунг «популистов»: "Сильные регионы - сильная Россия". Правильный был подход, да вот не сложилось. И вот сегодня на щитах, в газетах, на телевидении читаем «За нами будущее». И нас, перед выборами, ставят перед выбором, убеждая в это поверить. Нам говорят: это - не популизм. Это - то самое светлое будущее, стремиться к которому призывал словами одного их своих героев Николай Чернышевский.
«Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего»» - помните Рахметова? Поверим ему? Или у вас перед глазами другой щит, с другим героем, но уже нашего времени? Поверим ему?
Что ж, можно поверить. А можно вспомнить и такой афоризм: слишком светлое будущее не практично. Но все получается как в том одесском анекдоте: о чем бы вы не говорили, а ехать надо. В смысле, идти на выборы. Надо идти - и надо голосовать. А проценты подсчитать - много ума не надо: такой курьез в такой стране!