_109.thumbnail-fit-250x187.jpg)
Перед тем, как сесть за этот текст, я вынужден был зайти в аптечный ларек нашей поликлиники: выписанное уже две недели назад бесплатное лекарство, вроде бы, должны были вчера, наконец, привести. Зашел. Идите к врачу, пусть выпишет новый рецепт – вместо выписанного препарата привезли другой, сказали мне.
Идти за новым рецептом – это, прежде всего, объяснять очереди диабетиков, просидевших уже в коридоре, кто полчаса, кто час, а кто и все полтора, что тебе не на прием, а на минутку, чтобы сестра выписала новый рецепт (и хотя тебя пропустят, все прекрасно понимают, что время ты займешь). Да и за прошедшие две недели, что в аптечный ларек не привозили ничего вообще, я уже купил этот самый отечественный аналог, который не хуже импортного, но ощутимо дешевле. И человек я работающий: надо будет куплю еще. Так что ни за каким новым рецептом я не пошел.
Между прочим, еще несколько лет назад в аптечном ларьке другой московской поликлиники мне в таких случаях аналог выписанного лекарства выдавали всегда, еще и извинялись, что так получилось. А потом сами разбирались в рецептах и накладных. Увы, теперь иные времена и иные нравы.
Но, то, что я написал, – обычная история. Есть истории пострашнее. Общероссийская общественная организация инвалидов – больных рассеянным склерозом написала открытое письмо министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой. Они просят обеспечить их бесплатным лекарством, необходимым для жизни.
"Члены нашей организации выражают крайнюю обеспокоенность сложившейся на данный момент ситуацией, когда больные рассеянным склерозом оказываются не обеспеченными жизненно важным лекарственным препаратом, который они должны бесплатно получать по государственной программе семи ресурсозатратных заболеваний", – говорится в письме за подписью президента ОООИ-БРС Яна Власова.
Речь идет об основном препарате для лечения этого тяжелейшего заболевания. Называется он глатирамера ацетат.
По информации, имеющейся у организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, препарата на сегодняшний день уже нет в двух регионах России. Еще в 13 регионах его запасы на исходе и должны закончиться до Нового года. Наконец, в 41 регионе закупленного в этом году глатирамера ацетата хватит до конца января 2012 года.
Скандалы с жизненно необходимыми медицинскими препаратами происходят у нас постоянно. Система госрегулирования цен на лекарства, сладострастно лелеемая чиновниками Минздрава, регулярно дает все более серьезные сбои: из продажи исчезают жизненно необходимые препараты, которым затем невозможно найти замену в течение многих месяцев. В феврале такой скандал разразился вокруг лекарства для примерно 50 тысяч хронических больных, большинство из которых дети. Тогда к общественности воззвала группа врачей. Именно на их пресс-конференции был поставлен диагноз системе: "Такое впечатление, что некоторые чиновники Минздрава намеренно создают хаос в системе лекарственного обеспечения в России".
В тот момент речь шла о перерегистрации аптечных цен, из-за которой лекарства исчезли из продажи. И главный детский невролог Минздрава господин Петрухин (заболевание, о котором шла речь, относилось к его ведению) объяснял, что препараты из ЖНВЛС (списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) могут находиться на перерегистрации аптечных цен в течение около двух месяцев. И даже если препараты поступят на склады в аптеках, для россиян в период перерегистрации они все равно будут недоступны.
Речь, между прочим, шла о лекарствах, от своевременного приема которых зависит не просто здоровье, но и жизнь тысяч детей. Вот и сейчас речь идет о жизни людей при абсолютном бездушии чиновников.
"На данный момент Минздравсоцразвития не обеспечило закупку на следующий год основного препарата для лечения этого тяжелого заболевания, – отмечается в уже упомянутом письме больных рассеянным склерозом. – Аукцион по закупке этого препарата был признан несостоявшимся, поскольку в результате объявления стартовой цены на 40 % ниже, чем в прошлые годы, никто не принял в нем участия. Аукцион с объявлением рыночной цены препарата так и не был объявлен".
Честно говоря, после обнародования таких сведений в Минздравсоцразвития должны явиться работники Генпрокуратуры при поддержке ОМОНа и устроить там традиционное российское представление – "маски-шоу". И после этого представления все сотрудники министерства, имеющие отношение к столь вопиющему факту, должны оказаться в ИВС по обвинению, как минимум, в халатности.
Но наши чиновники ничего этого не боятся. Как утверждает подписавший открытое письмо министру Голиковой Ян Власов, оно последовало после того, как министерство оставило без ответа пять направленных в обычном порядке официальных обращений с просьбой разобраться в ситуации и сообщить о дате размещения заказа на поставку лекарства. Не удостаиваются ответа и многочисленные запросы из регионов.
Между тем, как утверждается в письме инвалидов, "применение этих препаратов продлевает активную жизнь пациентов на 15-25 лет, а несвоевременное назначение или перерывы в приеме приводят к быстрому и необратимому ухудшению здоровья".
Однако в министерстве царит спокойствие: пресс-служба ведомства заявляет, что "пациенты будут обеспечены в срок необходимыми лекарствами, никаких проблем в 2012 году не возникнет – все закупки будут осуществлены в срок в соответствии с законодательством". Да, аукцион был признан несостоявшимся, но сейчас Минздравсоцразвития направило в ФАС запрос о формировании начальной цены по этому аукциону. И вот после того, как ФАС представит официальный ответ министерству, конкурс будет объявлен. "Это произойдет до конца 2011 года. Условия контракта – поставка препарата, начиная с 2012 года, чтобы пациенты были обеспечены в срок необходимыми лекарствами".
Простите, но поверить в эти россказни невозможно. На дворе середина декабря, а на положенную по закону процедуру требуется не менее 45 дней.
Когда лекарства поступят в регионы? Когда здоровье людей уже резко ухудшится, а некоторым из них никакие препараты будут уже не нужны?
И еще один вопрос: откуда взялась стартовая цена, после объявления которой никто не принял участия в аукционе?
Руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов утверждает: изначально министерство обратилось в ЦМИ с просьбой проверить средние цены в рознице. "Мы сделали такую справку, однако, когда стали детально анализировать ситуацию, увидели, что продается препарат лишь в единичных аптеках, – рассказал Беспалов. . – А также выяснили, что производитель препарата израильская компания Teva не экспортирует его в розницу". Видимо, речь идет о "серых" поставках, не имеющих никакого отношения к единственному производителю препарата.
Однако в Минздраве предпочли принять в качестве ориентира цены, указанные в справке. Видимо, кому-то это было на руку.