И 2012 год не приблизит введение налога на недвижимость, основанного на рыночной оценке. Чиновники запутались в целях: им нужно одновременно найти дополнительные доходы для регионов и муниципалитетов, но при этом не нанести ущерб малообеспеченным собственникам.
В июне 2011 года президент Дмитрий Медведев в Бюджетном послании потребовал ввести налог на недвижимость уже в 2012 году - хотя бы в некоторых регионах. В июле глава Росреестра Сергей Васильев назвал 12 пилотных регионов, наиболее готовых к этому шагу. Однако в конце декабря министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что появление налога возможно не ранее 2013 года и только в 10 регионах. А по всей России он «еще долго» не будет введен.
Проблема не дается правительству много лет. В мировой практике налог на недвижимость берут с единого объекта собственности, состоящего из здания или сооружения и земли, на которой они стоят. В России информация об объектах капитального строительства только сейчас передается из местных бюро технической инвентаризации (БТИ) в Росреестр, отвечающий за ведение земельного кадастра. Работа по унификации сведений о зданиях и сооружениях с базами земельных участков, на которых они расположены, только предстоит, так же как и массовая переоценка объектов недвижимости.
В чей бюджет
Методика рыночной кадастровой оценки пока протестирована в четырех регионах - в Кемеровской, Тверской, Калужской областях и в Татарстане. Представить результаты эксперимента Минфин предполагает в начале 2012 года. Но даже в передовых регионах формирование кадастра объектов недвижимости еще продолжается, выяснили «МН». В Минфине Ростовской области, названной в числе 12 регионов, сообщили, что проекта закона о новом налоге пока нет. В администрации Калужской области и минфине Татарстана прокомментировать перспективы появления нового налога не смогли.
«Работа по наполнению кадастра еще только заканчивается, - рассказала завотделом доходов министерства финансов Тверской области Марина Полякова. - Только после ее завершения можно будет решать вопрос о конкретных ставках. Мы пока даже не знаем, какой это будет налог – местный, который вводится муниципальными актами, или региональный, регулируемый областным законом».
Нынешние земельный налог и два налога на имущество (физических и юридических лиц), которые должен заменить единый налог на недвижимость, очень плохо объединяются не только из-за разного учета объектов налогообложения. Они поступают в разные бюджеты. Налог на имущество организаций почти в полном объеме достается региональным бюджетам и обеспечил в 2010 году 7,5% их доходов. Земельный налог и налог на имущество граждан наполняет муниципальные бюджеты, давая 10,8% их поступлений. Предполагается, что налог на недвижимость будет местным и пополнит муниципальные бюджеты, отмечает замдиректора Института экономики недвижимости ВШЭ Вадим Засько. Но такой шаг грозит пробить брешь в казне субъектов федерации, или придется придумывать сложную формулу разделения налога между двумя уровнями бюджетной системы.
Проблемы возникнут и у владельцев недвижимости. «Чудес не бывает. Увеличение поступлений произойдет за счет роста нагрузки на владельцев», - говорит глава Центра фискальной политики Галина Курляндская. По сути, эксперты призывают отказаться от идеи единого налога и сосредоточиться на совершенствовании взимания нынешних имущественных налогов. Да и в кадастре недвижимости пока отдельно учитываются земля и строения-помещения. «Для перехода на единый объект собственности необходимо будет проводить перерегистрацию прав собственности», - замечает Полякова.
Регионы ждут сигнал из Москвы
На местах нет и не может быть местных законов о налоге на недвижимость, пока соответствующее решение не принято на федеральном уровне и не внесены поправки в Налоговый кодекс, уверены местные чиновники.
Невозможность быстрого появления нового налога связана с тем, что с его помощью пытаются достичь взаимоисключающих целей: не увеличивать фискальную нагрузку на основную массу граждан и собрать больше денег в нищие муниципальные бюджеты. Встревоженный бизнес уже предупреждает, что он тоже не готов платить больше. На предновогодней встрече с журналистами губернатор Калужской области Анатолий Артамонов пообещал обязательно защитить домовладельцев: «Сумасшедших денег никто платить не заставит». Но тут же призвал «искать золотую середину между интересами плательщика и нищего сельского поселения, у которого денег нет, даже колодец отремонтировать».
Считается, что кадастровая оценка зданий должна превышать инвентаризационную стоимость в несколько раз. Например, в той же Калужской области она в среднем в пять раз выше, в Татарстане - в восемь, в Башкирии – в десять. Но такое бывает далеко не всегда. Во многих центральных областях уже сейчас инвентаризационная стоимость деревенских избушек многократно превышает ту цену, за которую их реально можно продать, обращает внимание заместитель гендиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Многократной переоценкой домов местные власти обеспечивали себе стабильный рост поступлений от налога на имущество. «Если в крупных городах есть реальный рынок жилья и понятные рыночные цены. А в захудалых городишках или деревнях такого рынка просто нет», - напоминает экономист.
Новая версия налога
Уже в конце 2011 года новую версию налога на недвижимость предложил премьер-министр Владимир Путин. Он назвал его налогом на роскошь – много платить будут владельцы только крупной недвижимости. Но и этот принцип непросто реализовать. Даже малообеспеченные пенсионеры в крупных городах могут оказаться владельцами сразу двух объектов собственности – квартиры и дачи. Предполагаемый вычет из налогооблагаемой базы стоимости 55 кв. метров и 6 соток может оказаться недостаточным для небогатых, но просторных сельских домов и обширных приусадебных участков на селе. C другой стороны, распространение налога только на действительно роскошное жилье, может снизить доходы большинства муниципальных образований, где нет элитной застройки и богатых собственников.
Максимальная ставка по налогу будет устанавливаться на федеральном уровне и не превысит 0,1% кадастровой стоимости, утверждает Засько. Предполагается, что региональным и местным властям будет дано право устанавливать на своей территории пониженные ставки в рамках, установленных федеральным законодательством. Сейчас налог на имущество физлиц варьирует от 0,1% на объекты стоимостью до 300 тыс. рублей, и от 0,3% до 2,0% - на стоимостью свыше 500 тыс. рублей. Засько не исключает, что ставка будет дифференцирована в зависимости от доходов владельца собственности. Дерюгин убежден, что ставки налога придется дифференцировать на уровне муниципалитетов.
С приближением кадастровой оценки к рыночной может возникнуть ситуация, когда при падении цен на недвижимость (например, во времена экономических кризисов) у местных властей станут резко сокращаться налоговые поступления. Это нормально и справедливо, уверен Дерюгин: «Такая проциклическая динамика выглядит вполне логично. Если у людей нет доходов, что их надо в тюрьму сажать за это?»
Андрей СУСАРОВ
RSS лента комментариев этой записи