
Николай Кириллович Максюта написал книгу под оптимистическим названием «Дорогу осилит идущий». Про местное самоуправление. С великим трудом можно представить его таким – отстукивающего на клавиатуре очередную порцию размышлений, редактирующего свой текст, вычитывающего оригинал-макет, уточняющего по личному архиву описанные факты, даты, события, или хотя бы просто диктующего что-то личному секретарю.
Трудно пока сказать, насколько удачным и востребованным читателем окажется этот труд, но одно неоспоримо – выбранная нашим сенатором тема для книги более, чем злободневна. Вот и главный среди сенаторов и эсеров – Сергей Миронов, на минувшей субботней встрече с волгоградскими журналистами тоже посетовал: закон о местном самоуправлении есть, а денег для его реализации как-то не хватает.
Странная вообще с этим местным самоуправлением петрушка получается. Спикер Совета Федерации, соратник Владимира Путина, лидер «второй партии власти» периодически сетует на то, что как-то всё не так получается у нас на местах. Вроде сам он в этом вопросе и не при делах. Экс-губернатор, и теперь тоже сенатор Николай Максюта делится опытом обустройства ТОСов в отдельно взятом регионе в жанре «через тернии к звёздам».
А за пару часов до написания автором этих строк, сам Президент России Дмитрий Медведев в прямом эфире по телемосту выслушивал жалобу жительницы башкирского посёлка на плохое вечернее освещение улиц и принимал отчёт у соответствующего чиновника. Отдуваться перед Президентом РФ за сокрытый в сумраке посёлок пришлось отвечать республиканскому начальству и паре федеральных министров. Попутно выяснилось, что новые энергосберегающие лампочки в уличных фонарях при морозе ниже «-25» вырубаются. Президент нахмурился и дал поручение разобраться с производителями. «Ручное управление» в действии…
Нет, конечно, он всё делает правильно. И с народом общается, и нерадивых чиновников журит, держит, в общем, руку на пульсе. Только вот пульс этот всё слабее и всё хуже прощупывается. И дело не в отсутствии финансирования под ФЗ-131 про местное самоуправление. И не в том, что страна у нас большая и на всех президента с премьер-министром не хватает. Дело в том, что надежды на народное самоуправление оказались, мягко говоря, завышенными.
Есть вертикаль власти. Силушки у «силовиков» хоть отбавляй. Губернаторы перед федеральными чиновниками стоят во фронт и готовы рапортовать круглосуточно. А вот на местном уровне эта самая вертикаль проваливается как пешня в прорубь. Кто руководит сотнями тысяч муниципальных образований – посёлков, городов, районов? Главы администраций? А может депутаты? РОВД и прокуратуры? А ведь эти многие тысячи посёлков и городов и есть Россия. И сами граждане России вроде не на Луне живут, но на выборы своих местных властей ходят весьма неохотно. ТОСы кое-где создаются, но опять же, активнее всего там, где их поддерживают государственная или муниципальная власть.
Самые молодые, деятельные и образованные стройными рядами уходят в виртуальный мир «твиттеров», «живых журналов» и прочих социальных Интернет-сетей, наивно полагая, что хоть так участвуют в общественной жизни. Но подъезды от этого не становятся чище, дворы – благоустроеннее, улицы – светлее, а жизнь – безопасней.
На местном уровне под красивой вывеской «местное самоуправление» самым причудливым образом сплелись бизнес, местная власть, правоохранители и криминал. Произошедшая в станице Кущёвской трагедия – не первый, а, к сожалению, последний сигнал обществу и государству о том, что порядок их сосуществования надо менять в корне. И первую очередь – на уровне организации новых принципов основ местного самоуправления.
Надо признать, что российское общество во всех отношениях ещё очень не скоро будет готово к реализации прекраснодушных положений 131-го федерального закона. Чтобы появились условия для постепенного появления и укрепления того же территориального общественного самоуправления, должна быть создана основа государственного местного УПРАВЛЕНИЯ. Зачем государству делегировать органам МСУ свои полномочия, если оно их может осуществлять непосредственным образом? Чтобы создавать видимость цивилизованности страны? Чтобы принять на время обезболивающее средство, снять на какое-то время симптомы внутренних противоречий, накопившихся в обществе? Снять с себя часть ответственности за исполнение социальных гарантий перед гражданами? Под таким местным наркозом можно потерпеть боль непродолжительное время. Но без оперативного вмешательства болезни сами не уйдут, будет только хуже.
Беда российской государственности не в слабости пресловутой «вертикали». Проблема в том, что она так и осталась недостроенной, в первую очередь – на главном, на местном уровне. Советская система политическим партийным управлением и исполкомами была далеко не идеальна, но она была прозрачна и позволяла рядовому гражданину хотя бы надеяться на существование социальной справедливости. При существующем положении дел Президент РФ в онлайне вынужден решать вопросы освещения поселковой улицы.
При существующей ситуации совершенно нормально и даже правильно, когда прокурор Центрального района Волгограда предписывает мэрии к 1 января 2011 г. обеспечить сотни очередников местами в детских садах. Вопрос только в том, что все понимают нереальность исполнения этого требования в силу десятков объективных причин. И главная из них – не скудость городского бюджета, а отсутствие какой-либо причинно-следственной связи и элементарного целенаправленного взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти. А если вспомнить ещё и наличие причин субъективных, политических и административных амбиций, корыстных интересов, то иллюзии отпадут сами собой.
И если вместо заморозки местным наркозом иллюзорного местного самоуправления мы научимся сначала хотя бы определять где и что у нас болит, может и будет шанс на исцеление. Тогда и ТОСами будет заниматься не власть, а ТОСы сами станут маленькой, местной, но реальной властью граждан. И с глав местных администраций можно будет спросить, если они будут встроены в неоконченную «вертикаль».
Вместо эпилога. Во дворе моего дома, как и во многих других волгоградских дворах, есть охраняемая парковка. С местами для владельцев автотранспорта, вполне умеренной платой. Ей уже лет пять. Юридически, думаю, её нет. Как нет ни чеков за оплату, ни договоров, ни всех прочих внешних атрибутов государственного порядка. Но никого из пользователей не интересуют вопросы легальности, налогов и пр. Пользователей интересует реальные порядок и сохранность авто. И сомнительного вида личности, несущие ночное дежурство уже лет пять, это вполне сносно обеспечивают.
Платят все: и гражданские, и те, кто в погонах, вне зависимости от должностей. Все – реалисты, и понимают, что если, упаси Бог, охраной порядка на местном парковочном уровне не будут заниматься «авторитетные бизнесмены» и крышующие их товарищи, а, к примеру, мэрия, то не будет ничего. Ни порядка, ни машин, ни, скорее всего, самой парковки.
Да, это порочная практика. Но в ней живёт вся страна. Не уповая на «местный наркоз» виртуального местного самоуправления. И как-то умудряется вопреки ему решать свои реальные местные проблемы. Но цена такому порядку в конечном итоге всегда – станица Кущёвская…
Виктор ПИЛИПЕНКО