Кто вы, мистер Путин? Вопрос не потерял актуальности
Путин понимает, что доверие к нему подорвано, концепция "вертикали власти" не дает ответов на многие вопросы, экономисты и инвесторы ожидают четких сигналов открытости и экономической либерализации. Но пока что он молчит - возможно, оставляя истинные намерения на период после выборов. Путин станет президентом, но, чтобы уцелеть, ему придется измениться, пишут СМИ.
 
Какого Владимира Путина отправят в Кремль россияне? - задается вопросом обозреватель La Tribune. До сих пор он был известен россиянам как авторитарный лидер, теоретик вертикали власти, сторонник государственного регулирования экономики, считающий ВПК главным носителем модернизации и развития новых технологий, но сегодня такой подход устарел, убежден Франсуа Рош. "Вертикаль власти служила скорее для нейтрализации оппозиции и непокорных региональных лидеров, чем для формирования нового политического порядка".
 
Еще один образ Путина - государственный олигарх, способствовавший появлению новой категории предпринимателей, близких к власти и вкладывающих значительные средства в стратегически значимые отрасли. Однако такая концепция совершенно не соответствует устремлениям нового российского среднего класса, подчеркивает Рош. "В ходе кампании Путин посылал крайне противоречивые сигналы. Он неоднократно призывал к либерализации экономики, борьбе с коррупцией и ослаблению роли государства в экономике. Проблема в том, что в других выступлениях он занимал прямо противоположные позиции".
 
Модернизация России остро необходима, но "так как предвыборная кампания была сведена к минимуму и Путин отказался от дебатов, россияне, которые будут голосовать в воскресенье, доверят Кремль политической тайне. Он понимает, что доверие к нему подорвано, что российское общество ищет на свои вопросы иные, отличные от вертикали власти, ответы, что экономисты и инвесторы ожидают четких сигналов открытости и экономической либерализации. Но пока что он молчит - возможно, оставляя истинные намерения на период после выборов, что является признаком несколько странной концепции демократии", - говорится в статье.
 
За четыре дня до президентских выборов телеканал Рен-ТВ показал ролик с апокалиптическим сценарием "жизни без Путина": экономический кризис, развал страны, гражданская война. По мнению The Guardian, ролик сработает в отношении российской глубинки: в провинции россияне мыслят совсем иначе, чем митингующие горожане. Для провинциалов "власть - это низкое облако, которое вот-вот обрушит на их головы 30 сантиметров снега, и им остается лишь покрепче держать лопаты и молиться о весне", говорится в редакционной статье.
 
Как полагает издание, провинциалы тоже недовольны Путиным, но по своим причинам: им не нравится экономический либерализм и тот факт, что элита не направляет нефтегазовые доходы на развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства. Они хотят эволюции нынешнего режима, а революции вовсе не желают.
 
Между тем трудно понять, как без революции выполнить требования митингов - честные выборы, верховенство закона, искоренение коррупции. Путинская элита не уйдет без боя, пишет The Guardian.
 
Один из лейтмотивов российской истории - идеологический конфликт поколений, полагает Мэри Дежевски, постоянный автор другого британского издания - The Independent. Роман "Отцы и дети" по-прежнему актуален. Тургенев описал спор либералов - сторонников постепенных реформ - с их детьми, которые жаждали разрушить все и начать с нуля. В 1917 году праправнуки нигилистов добились своего, считает автор. Сегодня спор идет о другом, но поколенческий аспект остается главным.
 
Поколение Горбачева - "шестидесятники" - смогло приступить к переменам лишь в зрелом возрасте, поэтому возобладало стремление к примирению и социальной стабильности. То же самое ощущение усталости от потрясений диктовало приоритеты Путина.
 
Теперь же ситуация меняется - выросшие дети тех, чье недовольство сокрушило СССР, вопрошают, почему их родина так мало продвинулась. Журналистка полагает, что "они лучше одеты, более внятно выражают свое мнение, владеют высокими технологиями, а главное, бесстрашны".
 
По-настоящему время этого поколения не пришло: ведь на нынешних выборах единственные кандидаты от организованной оппозиции - все те же Зюганов и Жириновский. Похоже, Путин без труда вернется на президентский пост. Однако в реальности все сложнее: в дальнейшем эффективность Путина и в целом его выживание как политика будут зависеть от того, готов ли он сотрудничать с новым поколением и перенимать его идеи.
 
"Россию не преобразуешь одним ощущением карнавала", - указывает в статье для The Financial Times Константин Эггерт, обозреватель "Коммерсант FM".
 
"Костя, тут настоящий праздник!" - написала ему в СМС знакомая Юлия, пиар-менеджер крупной инвесткомпании. "Она стояла в живом кольце, которое опоясало центр Москвы, символизируя... что именно?" - пишет автор.
 
По данным социологического агентства "Среда", ключевые ценности для протестующих - семья, свобода и справедливость. Это обнадеживает всех, кто боится сползания России в хаос, отмечает Эггерт и вместе с тем прогнозирует: после возвращения Путина в Кремль кризис легитимности режима продолжится. "История показывает: когда правители теряли поддержку российских столиц, им недолго удавалось управлять страной по-прежнему".
 
Беда Путина в том, что от протестного движения нельзя откупиться, так как оно не выдвигает экономических требований, и его нельзя запугать, полагает автор. Рано или поздно Кремль будет вынужден вступить в диалог с протестующими.
 
Правда, у этого движения будут свои сложности: "одним ощущением праздника оно не продержится". Движению предстоит доказать серьезность его намерений: создать эффективные партийные структуры и участвовать во всех выборах на всех уровнях.
 
"Путин предостерег оппозицию от участия в несанкционированных акциях - по его словам, она должна уважать мнение большинства населения", - пишет Süddeutsche Zeitung. Кроме того, Путин приписывает оппозиции планирование убийств, утверждает автор комментария. По его словам, часть его противников готова кем-то пожертвовать, чтобы взвалить вину на правительство.
 
"То, что самый могущественный человек в России оскорбляет оппозицию, не новость, однако он никогда еще столь прямо не обвинял своих противников в стремлении учинить беспорядки, - говорится в статье. - Еще абсурднее смотрятся попытки премьера победить критиков их же оружием - обвиняя их в фальсификации выборов".
 
На YouTube действительно появилось несколько интересных видеозаписей, сообщает издание. Например, показано, как молодой человек на компьютере конструирует видеозапись о фальсификации выборов. Подпись к видео гласит: "Не дай себя обмануть!" Для оппозиции вопрос ясен: эти видеоролики создали сторонники Путина, чтобы с самого начала дискредитировать попытки оппозиции документально подтвердить случаи фальсификации.
 
Конечно, протестующих в сравнении со всем населением России очень немного, продолжает журналистка. Однако для модернизации отстающей российской экономики Путину остро нужны именно те люди, которые восстали против него. Именно городской средний класс наконец хочет участвовать в политической жизни, вместо того, чтобы всегда за кем-то следовать. "Постепенно становится ясно, что экономическая модернизация с их участием произойдет только одновременно с политической модернизацией", - заключает автор.
 
Обширная сеть веб-камер, размещенных на избирательных участках России, стала проходить тестирование на этой неделе, информирует The Wall Street Journal. Прямая трансляция процесса голосования и подсчета голосов с 91,7 тыс. участков должна быть доступна любому, кто зарегистрируется онлайн на www.webvybory2012.ru. Проект стоимостью 447 млн долларов стал ответом Путина на крупные уличные демонстрации в декабре с требованием честных выборов.
 
Но критики российского лидера все равно опасаются, что число голосов, отданных за Путина, будет увеличено путем фальсификаций, пишут корреспонденты. "Ни одна камера не сделает выборы справедливыми", - сказал координатор выборов от "Лиги избирателей", призвав становиться наблюдателями.
 

Йенс-Хаген Эшенбахер, представитель Бюро по демократическим институтам и правам человека, также считает, что возможности веб-камер ограничены. "Они не могут запечатлеть всех подробностей процесса голосования, в частности, во время подсчета, - сказал он. - Другие важные моменты процесса, такие как классификация данных на различных уровнях, вообще невозможно проследить". 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий