Как и в случае с политической реформой, содержание путинских инициатив будет существенно меняться. В начале апреля стало известно о том, что «Единая Россия» предложила «дорожную карту» развития страны. Документ, подготовленный партией на базе предвыборных статей премьер-министра Владимира Путина, состоит из 160 пунктов. По обещанию депутатов-единороссов все они должны превратиться в конкретные законодательные инициативы. Однако формулировки сформулированных предложений зачастую настолько пространны (например, «решить проблему военнослужащих без жилья»), что неясно кто и как будет претворять их в жизнь.
Между партией власти и «фронтом власти» - Общероссийским народным фронтом – после выборов развернулась жесткая конкуренция за доступ к перераспределению государственных постов. В этом контексте каждая из групп элит хочет продемонстрировать свою наибольшую лояльность Владимиру Путину, показать, что именно они – наиболее эффективная команда. Коллеги из ОНФ пока не смогли перебить инициативу «Единой России», проигрывая одну аппаратную битву за другой.
Что касается самих законодательных инициатив, то пока это лишь идеи. Говорить о строго оформленных законопроектах не приходится. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что, как и в случае с политической реформой, содержание путинских инициатив будет сильно меняться.
Остановимся здесь на некоторых из них. Во-первых, это пенсионная реформа. Правительству необходимо сократить пенсионные выплаты (с учетом старения населения), и сделать это, не вызвав социального взрыва. Здесь есть несколько вариантов развития событий – постепенное повышение пенсионного возраста, отмена пенсии для работающих пенсионеров, изменение механизма управления пенсией. Эта проблема будет одной из основных, учитывая высокую роль социальных обязательств в предвыборной программе Путина.
Второе направление, заслуживающее отдельного внимания – национальная политика. Авторы документа, к сожалению, предлагают ограничиться лишь общими мерами – введением нового министерства. Однако такие чисто административные шаги не смогут решить идеологически, демографических и т.п. проблем, с которыми сталкиваются разные национальные общины России. В первую очередь на юге и в центре страны. Комплекс мер должен охватить образование, социальные лифты, коснуться проблемы трудоустройства и т.п. Кремль часто подталкивают к возрождению национальной политики в стиле СССР – смешение наций, пропаганде «дружбы народов». Однако для введения таких комплексных мер нужна серьезная основа. Зачастую национальные проблемы перемежаются с проблемами клановости и коррупции, которые, в свою очередь, касаются основ системы.
Третье направление – экономическая и налоговая политика. Это приватизация, введение налога на роскошь и т.п. С одной стороны, такие меры создадут «подушку безопасности» для государства в контексте ожидаемой новой волны кризиса. Однако повышение налогов для богатых и, возможно, введение прогрессивного налога не представляется возможным, учитывая тесные отношения зависимости, которые сложились у власти крупного бизнеса, брыкающегося каждый раз, когда власть напоминает ему о социальной ответственности.
Для проработки конкретных законопроектов по данным и другим направлениям требуется время и квалифицированные специалисты. Экономические и социальные реформы в России не просто назрели, но даже и перезрели. Однако если их будет готовить та же команда, что и десятью и пятью годами ранее, то эффект будет прежний.