_147-fit-248x139.jpg)
Налоги на автовладельцев не дают покоя правительственным чиновникам. Хозяева собственных машин вызывают у них нездоровый административный зуд, возбуждающий непреодолимое желание увеличить налоговое бремя. Казалось бы, автовладельцам повезло: в связи со вступлением нашей страны в ВТО российскому правительству придется снизить таможенные пошлины на ввозимые иномарки. Однако чиновники быстро придумали способ отбить у граждан желание покупать импортные машины. Уже с 1 августа, согласно законопроекту, подготовленному Минпромторгом (имеются в виду поправки в закон "Об отходах производства и потребления"), может начать действовать специальный утилизационный сбор. Для импортных автомобилей он будет в четыре раза выше, чем для машин, сделанных в России. По некоторым данным, утилизационный сбор составит 40-50 тысяч рублей для легковых иномарок и до 1,2 миллиона рублей для тяжелых грузовиков.
При этом источник в правительстве России заявил журналистам сайта Autonews.ru, что предельный возраст жизни машин будет установлен на десятилетней отметке. "Десять лет – предельный срок эксплуатации автомобиля, по его истечению он не удовлетворяет никаким требованиям по экологии и безопасности. Мы смотрим на опыт Японии и Европы, где после десяти лет эксплуатации вводится запретительные сборы, делающие эксплуатацию машины автовладельцем невыгодной", – объяснил позицию правительства анонимный чиновник.
Утилизационный сбор и стал основной новацией, которую предлагается ввести в качестве компенсационного механизма российскому автопрому. Ну, не желают отечественные автозаводы работать так, как принято во всем мире.
Однако прежде чем принимать такие меры, не худо было бы выяснить, почему, например, совладелица АвтоВАЗа – компания "Рено-Ниссан", имеющая предприятия в самых разных странах, именно в России хочет иметь преференции. Или во Франции, Японии, Румынии вести о них разговор бесполезно? То ли дело у нас: не успел первый вице-премьер Игорь Шувалов заявить о том, что именно утилизационный сбор не позволит подержанным импортным автомобилям оказаться на территории Таможенного союза, как тут же Минпромторг в срочном порядке подготовил соответствующие поправки в законодательство.
При этом правительственные чиновники еще не успели забыть напряженную ситуацию, особенно на Дальнем Востоке, которая сложилась с подержанными иномарками после того, как начал разворачиваться финансовый кризис и была введена повышенная пошлина на ввоз автомобилей. Шувалов, во всяком случае, эту ситуацию хорошо помнит. Однако его следующее заявление оказалось почти иллюстрацией к старому анекдоту про то, как можно два раза подряд наступить на одни и те же грабли. "Мы теперь уже вступаем в ВТО. Пошлины будут снижены. Мы должны сделать все, чтобы хлам не заполонил рынки России, Белоруссии и Казахстана", – заявил вице-премьер. Неужели никто до сих пор не объяснил Шувалову, что от изменения названия налога его экономическая сущность не меняется?
Понятно, что нашлись довольно веские причины, объясняющие такое решение. Производителей техники, находящихся на территории России, смогут в установленном правительством порядке обязать дать гарантию, что они сами утилизируют выпущенные ими престарелые авто. Покупатель, соответственно, будет освобождаться от утилизационного сбора. Порядок такого механизма, правда, до сих пор не придуман. Не исключено, что сейчас чиновники Минпромторга выдумывают способы, позволяющие с его помощью вмешиваться в конкурентную борьбу отечественных автозаводов между собой. В итоге в недрах правительства может быть рожден документ, дающий ведомству право разрешать утилизацию одним производителям и не разрешать ее другим. Мы ведь знаем, как это бывает. Но на судьбе импортных машин это уже не отразится – платить сбор за них придется обязательно.
Рассчитываться этот сбор будет по той же схеме, что и транспортный налог: чтобы получить итоговую сумму нужно базовую ставку умножить на коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомобиля. Принципиальных отличия два – базовые ставки будут едиными для всей страны, а коэффициент помимо лошадиных сил будет учитывать еще и возраст автомобиля. Казалось бы, на этом можно и остановиться. Но не дремлет чиновничья фантазия.
Напомним: когда Госдума ввела новую ставку транспортного налога, вызвавшую недовольство в обществе, правительство обещало решить этот вопрос, не затрагивая слишком сильно интересы рядовых граждан. Минфин под руководством Алексея Кудрина ввел специальные акцизы на бензин, которые должны были заменить скандальный налог. В итоге же получилось, как всегда: акциз ввели, но налог остался. Региональные чиновники грудью встали на его защиту. Да и как не встать, если средства от сбора именно этого налога поступали напрямую в региональные бюджеты, исчезая там бесследно.
Вопрос об отмене транспортного налога то возникал вновь, то опять переставал обсуждаться. И вот в апреле на заседании совета главных и генеральных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики, которое состоялось на АвтоВАЗе, замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев заявил, что транспортный налог на автомобили в России может быть заменен на экологический. Правда, сроков, когда это может произойти, чиновник не назвал. По его словам, в настоящее время министерство лишь изучает такую возможность.
Скажем прямо: экологический налог в том виде, в каком предлагает его Минпромторг, ударит по отечественным автовладельцам еще сильнее, чем утилизационный сбор. Это понимает и сам Дементьев. Провозглашая главную цель очередной новации – "эксплуатация устаревших, экологически небезопасных машин должна стать невыгодной", он в то же время признает, что "более половины парка автомобилей в России выполняют, в лучшем случае, стандарт "Евро-0". Абсурдность ситуации налицо: в стране, где более половины автовладельцев не может себе позволить пересесть со старых "Жигулей" на что-то более новое, предлагается ввести экологический налог. Но административный зуд, видимо, заставляет чиновников придумывать новые фискальные сборы с населения.
Исчисление транспортного налога в зависимости от экологичности автомобиля с его повышением на "грязные" машины сильно ударит по малоимущим гражданам, уверены эксперты. К тому же речь должна идти не только об ответственности автолюбителей, но и об ответственности нефтяных компаний, которые должны производить соответствующее топливо. Однако запланированный на 2011 год переход на моторное топливо стандарта "Евро-4" перенесен на несколько лет из-за неготовности мощностей у производителей. Согласно решению правительства, введение этого экологического стандарта будет отсрочено до 31 декабря 2014 года. А переход на "Евро-2" теперь планируется завершить до 31 декабря 2012 года. За что же должны платить автовладельцы? За какую такую экологию?
В последнее время российские чиновники в режиме нон-стоп "пекут" законопроекты, ухудшающие реальную жизнь граждан. И никто из них не задумывается о том, что фискальная активность в столь гипертрофированных формах способна погубить и экономику, и само государство.