Законопроект на случай того, если пассажиру, оплатившему перелёт, вдруг не хватит места в самолёте, перевозчик обязан будет вернуть ему стоимость билета в десятикратном размере, на этой неделе собирается внести в Госдуму первый зампредседателя Комитета нижней палаты по энергетике, депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских. Сейчас продажа билетов, превышающая количество мест в самолете в России никак не регламентирована.
Как сообщает интернет-газета «Кривое зеркало» со ссылкой на «Парламентскую газету», овербукинг – это когда авиакомпания продает на свои рейсы больше билетов, чем мест на борту, и в определённый момент происходит так называемое перебронирование. В большинстве случаев авиакомпании знают, что, примерно, 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь. Отсюда перевозчик идет на ухищрение и продает дополнительные билеты, зарабатывая, таким образом, деньги.
В результате людям предлагается лететь другими рейсами, менять время, «лишним» пассажирам полететь следующим самолётом или вернуть деньги.
По словам автора законопроекта, привлечь за подобное какую-либо авиакомпанию к ответственности практически невозможно, потому что сегодня запрета на сверхлимитную продажу авиабилетов не существует. Он не прописан ни в Воздушном кодексе, ни в Федеральных авиационных правилах. Хотя по факту речь идёт о ненадлежащем исполнении услуг, нарушают права потребителей.
Депутат Игорь Ананских считает, что такими малоэффективными мерами победить это явление не удастся. Поэтому он предлагает установить жёсткие штрафные санкции за овербукинг.
Соответствующий законопроект готовится к внесению в Госдуму. Если пассажир приехал вовремя, трезвый и выполняет все установленные правила, он должен улететь по своему билету, заявил Ананских. Если у авиаперевозчика на этот счет свои надуманные предлоги, уточняет депутат, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета. Это должно отбить у авиаперевозчиков желание продавать больше билетов, чем мест в самолёте. Поправки предполагаются в Воздушный кодекс.
По информации издания, российские авиакомпании уже довольно давно просят узаконить овербукинг, называя это антикризисной мерой. Перевозчики утверждают, что лишняя пара-тройка билетов на самолёт сократит риск пустых кресел в салоне.
При этом овербукинг официально используется во многих странах мира. По словам оного из экспертов, отечественные перевозчики сегодня находятся в невыгодных условиях перед иностранными конкурентами, которые могут снижать цены на билеты, выпуская их в несколько большем количестве, чем вмещает самолёт. Изначально узаконивание овербукинга рассматривалось как возможность защитить права пассажира.
Закон должен был регламентировать взаимоотношения авиакомпании и пассажира со сверхлимитным билетом в плане определения компенсаций. Сейчас это решает суд, где весь основной процесс очень долгий и затратный, а российские авиапервозчики продолжают использовать овербукинг неофициально.
ФОТО: Globallookpress
Варвара Александрова