Интересы власти остаются главным критерием при принятии законов

Закон о выборах губернаторов вступил в силу с 1 июня. Поскольку в течение предыдущих двух месяцев случился массовый исход региональных руководителей, к осеннему единому дню голосования новый закон пригодится лишь в четырех субъектах РФ. Напомним, что это Амурская, Белгородская, Брянская и Новгородская области. Выборы там оставлены по разным причинам. Где-то губернатор чувствует себя безальтернативным политиком, где-то уверен в административном ресурсе, где-то его судьба федеральной власти просто безразлична.

По новому закону победителю губернаторских выборов надо собрать более половины голосов избирателей. В противном случае проводится второй тур. Избирается глава субъекта РФ не более чем на два срока подряд – по пять лет каждый. Однако президент страны фактически в любой момент может его с должности снять – в том числе, в связи с утратой доверия.

Отозвать "неудачного" губернатора могут и граждане. Правда, по малореальной процедуре, напоминающей референдум. То есть через создание инициативной группы, сбор подписей как минимум четверти местных избирателей, всевозможные проверки и регистрации и, наконец, поддержку более половины регионального электората.

Непросто будет стать и кандидатом в губернаторы. После выдвижения партией ему нужно будет собрать в свою поддержку нотариально заверенные подписи муниципальных депутатов и мэров. Могут ли попытать выборное счастье самовыдвиженцы и какое количество муниципалов нужно будет уговорить подписаться – все это в своих законах должны определить сами субъекты РФ. В федеральном же законе написано, что пресловутый муниципальный фильтр составляет от 5 % до 10 % от общего числа местных депутатов и всенародно избранных мэров.

Срок для обновления собственного законодательного поля субъектам РФ дан весьма короткий – только до 1 июля. Так что значительная часть регионов приступила к работе сразу же, не дожидаясь даты официального вступления федерального закона в силу. Уже сейчас в паре десятков республик, краев и областей свои законодательные акты или приняты, или находятся в работе. Им весьма помогает так называемый модельный проект, подготовленный в Центризбиркоме, а позже уточненный региональными избирательными комиссиями применительно к имеющимся условиям. Прежде всего, конечно, политическим. Например, Мосгордума хотела установить фильтр на уровне 10 % и запретить самовыдвиженцев. Однако потом столичный мэр Сергей Собянин заявил, что последним надо разрешить избираться, а муниципальный фильтр уменьшить до 6 %.

Однако по первоначальному московскому пути уже пошел, в частности, Дагестан и ряд других регионов. Наиболее интересны, конечно, законодательные предпочтения тех из них, где в октябре пройдут первые выборы губернаторов. Так, в Новгородской области муниципальный фильтр сделали на уровне 10 %, в Амурской области – 7 %. На Белгородчине пока в первоначальном варианте закона стоит 5 %, но местные единороссы, похоже, все-таки склонятся к 7%, хотя и разрешат самовыдвижение. Точных известий из Брянска еще нет. Твердыми "минималистами", кстати, выступили такие разные регионы, как Волгоградская и Кировская области, Тюмень и Красноярск.

Интересно, что еще месяц назад политически ангажированная доводка президентского законопроекта о губернаторских выборах считалась верхом бесстыдства. Общественность сильно возмущалась тем, что обещано было прямое избрание регионального руководителя народом, а получилось какое-то "кривое". По сути дела не выборы, а некое усложненное назначение. Однако другой акт законотворчества "Единой России" в последние недели затмил все ее прежние достижения. Речь идет о желании единороссов таким образом подправить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и закон о массовых мероприятиях, чтобы людям неповадно было выходить на протестные акции. Напомним, что 10 мая группа депутатов Госдумы от "ЕР" предложила увеличить штрафы с нынешних одной-двух тысяч до миллиона, а то и полутора миллионов.

Волна гнева, поднятая оппозиционными партиями и движениями, общественными деятелями заставила единороссов остановиться. Они подумали и решили действовать, как говорится, "от оборота". То есть штрафы уменьшить – максимальные для граждан теперь будут составлять 300 тысяч рублей, но создать больше поводов для того, чтобы их взимать. То есть законотворческий процесс пошел по пути образования большого количества разнообразных препон, запретов и ограничений. И получается, что даже сниженные штрафы, что называется, "на круг" дадут возможность обдирать оппозиционеров как липку.

Впрочем, в своем стремлении принять "драконовский" закон до новых акций оппозиции, запланированных на 12 июня, единороссы, судя по всему, забыли о последствиях спешно принимаемых ими решений. Причем, как правовых – вроде возможности обратиться в Конституционный суд с требованием признать ныне обсуждаемые поправки противоречащими основному закону, так и политических. Ведь принятие поправок может привести к радикализации протеста, переходу его к каким-то силовым действиям, или по крайней мере к актам гражданского неповиновения.

Разве что нежеланием хорошо подумать можно объяснить появление в законопроекте такой поправки, которая фактически запрещает появляться на улицах более или менее организованным группам граждан. Официальная формулировка звучит так: не являющееся публичным мероприятием массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка. Причем, получается, что запрет на такие действа записан в законе о митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, то есть о публичных мероприятиях. Но раз речь идет о мероприятиях не публичных, то есть таких, о которых не надо уведомлять местные власти, то по идее данная норма не должна появиться в базовом законе.

По всей видимости, единороссы очень недовольны тем, что оппозиция придумала такой способ выхода на улицы, как некие "народные гуляния". И теперь они вводят по сути дела то самое правило из анекдотов – "больше трех не собираться".

При этом очень подробно записано, что же считать нарушением общественного порядка – то есть главным условием незаконности таких "гуляний". Да практически все. У полиции в любое время найдется возможность любую группу людей объявить "политическими гуляющими". Для этого достаточно немного потоптать газон, затруднить движение не только машинам, но и пешеходам – скажем, на пути к метро или автобусной остановке. И, пожалуйста, плати штраф в 20 тысяч. Если же в результате "гуляния" какой-то человек пожаловался на ухудшение здоровья или пострадало чье-то имущество, то штраф получается уже другой – до 300 тысяч рублей.

Поначалу в законопроекте была написано, что такие же деньги будут брать и за агитацию "прогулок" и прочих "оккупаев", в том числе через интернет и социальные сети. Но после очередного всплеска общественного возмущения единороссы подправили текст, указав, что караться станут публичные призывы к "гуляниям". Однако все эксперты сделали вывод о том, что это вообще-то слишком широкая норма, оставляющая массу возможностей для произвола, как полицейского, так и судейского.

Похоже, что, несмотря на показную "демократизацию" и "политическую реформу", законы по-прежнему принимаются по принципу политической целесообразности, то есть на пользу власти и во вред оппозиции.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий