Едва отойдя от битвы вокруг скандального закона о митингах, депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении документ, который внес в парламент тогдашний президент, а ныне глава правительства Дмитрий Медведев. И называется он "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"...
Напомним, что в свое время наши законодатели, ратифицируя Конвенцию ООН против коррупции, скромно опустили ее 20-ю статью, предусматривающую борьбу с незаконным обогащением чиновников. Тогда это никого в России не удивило: как можно идти против интересов как раз тех людей, что составляют основу вертикали власти. Как можно реально бороться с их незаконным обогащением, зная, что именно эта возможность привлекает людей на госслужбу.
Однако есть некие признанные в мире правила политеса, игнорировать которые тоже нехорошо. И вот родился закон о декларировании расходов чиновников. Что же предлагается нашей стране взамен мер, признанных в остальном цивилизованном мире?
После вступления закона в силу госслужащие будут обязаны по требованию руководителя или лица, которому даны такие полномочия, представлять сведения о своих расходах, расходах супруги или супруга и несовершеннолетних детей. Имеются в виду расходы на приобретение земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, а также сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Чиновники будут вынуждены объяснять происхождение средств на покупки, по своей стоимости превосходящие доход их семей за три года. Если служащий не сможет доказать законность потраченных денег, приобретенное имущество изымается государством.
При этом сведения о доходах чиновника и его супруги по их основному месту работы размещаются на официальных сайтах государственных и муниципальных органов, а также организаций, созданных для реализации государственных функций. Эти сведения могут быть также направлены в целый ряд организаций, общественных объединений и партий. Правда, тут же оговаривается необходимость соблюдения законодательства РФ о персональных данных и государственной тайне.
Проект закона, как это делалось не раз во время президентства Медведева, был вывешен для обсуждения в интернете и подвергся серьезнейшей критике. Эксперты сразу же обратили внимание на то, что в нем ничего не сказано о таких предметах роскоши, как произведения искусства, дорогие часы или ювелирные украшения. О приобретениях чиновников за рубежом в документе также ничего не говорится.
При этом несовершенство проекта признают даже наиболее лояльные президенту и правительству люди. Так, полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский объяснил норму о трехлетнем доходе семьи тем, что только три года назад госслужащие начали декларировать свои заработки. Также он заявил: пункт о проверке только тех покупок, которые находятся в российской юрисдикции, внесен в законопроект потому, что отследить приобретения за рубежом практически невозможно. Однако юрист тут же высказал мнение о необходимости принятия ряда мер, которые позволили бы контролировать расходы.
Барщевский считает, что необходимо ежегодно проводить тотальную проверку (включающую и оперативные мероприятия) каждого сотого чиновника, используя случайную выборку. Кроме того, надо поощрять покупки с помощью банковских карт, поскольку покупки, совершаемые за наличные деньги, отследить очень сложно.
Член Совета Федерации и бывший министр Александр Починок предложил перед вступлением закона в силу монетизировать все льготы чиновников – выдавать им деньги на возможные издержки, отменив, в том числе, служебный транспорт и госдачи. Кроме того, сенатор предложил запретить госслужащим иметь оффшорные счета.
Заместитель руководителя ЦИК "Единой России" и основатель либерального клуба партии Андрей Ильницкий признался журналистам, что закон носит заявительный характер и не предусматривает серьезных карательных механизмов. "Закон робкий, на него можно повесить ярлык, что он носит декларативный характер", – отметил он. Так, чиновник может уйти от ответственности, разбив крупную покупку на несколько платежей. Кроме того, в документе не прописано, что, будучи уволенным за чрезмерно большие расходы, чиновник не сможет трудоустроиться на госслужбу снова. Не оговаривается в документе и ответственность проверяющих за качество проверки.
Это все, повторим еще раз, – мнение провластных экспертов. Отношение к законопроекту оппозиционных аналитиков, думаю, пояснять не стоит.
И такой закон принимается в то время, когда граждане России, согласно социологическим опросам, ожидают отнюдь не декларативных мер. Более 90 % населения поддерживает заявленные антикоррупционные проекты, хотя только 10 % верят в то, что они будут реализованы. А ведь это означает, что неприязнь и недоверие к государственным органам среди населения остается на очень высоком уровне.
Увы, ни представителей госаппарата, ни депутатов от партии власти, имеющих возможность принять в качестве закона любой, даже явно антиконституционный проект, это не волнует. Именно поэтому антикоррупционный закон зияет очевидными любому беспристрастному эксперту пробелами.
Почему, например, отчитываться о крупных покупках должны только несовершеннолетние дети чиновников? А записывать сомнительные приобретения на совершеннолетних отпрысков можно? К тому же недобросовестным чиновникам заранее оставили лазейки в виде бабушек, тещ и свекровей, которым может принадлежать собственность, стоимость которой будет превышать заработок по основному месту работы внука, зятя или невестки не только за три, но и за двадцать три года. А когда в Госдуме поднимался этот вопрос, представитель президента Гарри Минх ответил, что невозможно расширять список родственников и других лиц, близких к контролируемой персоне, потому что этот процесс может затянуться до бесконечности.
Есть в законопроекте и еще один вызывающий сомнения пункт: заниматься проверкой того, живут ли чиновники по средствам, будут специальные комиссии, которые создадут в государственных организациях.
Депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Дмитрий Горовцов заметил по этому поводу: "Таким образом, с реального участка борьбы с коррупцией устраняются все правоохранительные органы".
Когда Медведев только обнародовал свой проект, его прокомментировал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Он напомнил, что в Европе и США есть четкое правило о том, что чиновники и члены их семей не имеют права быть акционерами и заниматься бизнесом. Они не могут быть членами правления компаний, даже в случае, если этих членов назначает государство. У нас же, по мнению Кагарлицкого, люди пытаются изобрести велосипед, но при этом изобретают его еще и с квадратными колесами. В итоге все эти проверки окажутся направлены не на искоренение коррупции, а на создание новых коррупционных каналов.
Действительно, принятый Думой в первом чтении законопроект производит удручающее впечатление – это закон ни о чем. Однако, с другой стороны, можно вспомнить и еще одно мнение, высказанное одним из оппозиционных экспертов: "Настоящая борьба с коррупцией погубит нынешнюю политическую систему точно так же, как перестройка погубила советский строй". Может быть, все дело именно в этом?
Олег КОНЮХОВ