Сегодня журналистов региональных и федеральных средств массовой информации, работающих в Волгограде, проинформировали о том, что в соответствии с федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» в регионе успешно завершается процесс перехода муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность. И с этим ничего не поделаешь: на то и законы, чтобы их выполнять. Тем более, что и региональные парламентарии недавно привели областное законодательство в соответствие с федеральным, губернатор закон подписал - зеленый свет был дан.
А теперь - несколько цифр и фактов - они прозвучали во время случившегося на этой неделе отчета об эффективности деятельности отрасли, которое министерство здравоохранения Волгоградской области представило губернатору и общественному совету.
Решения о переводе МУЗов в госсобственность были приняты депутатами Волгоградской и Волжской городских Дум. Таким образом, к уже существующим 93 государственным учреждениям здравоохранения присоединяются еще 151. Сегодня полным ходом идет работа по согласованию комплекта документов, касающихся имущественного комплекса. Процесс переподчинения больниц и поликлиник должен завершиться к ноябрю 2012 года, когда начнется обсуждение бюджета региона на 2013 год.
В регионе работает 244 учреждения здравоохранения. Население Волгоградской области обслуживают 56 569 медиков. В минувшем году на здравоохранение было затрачено 20,5 млрд. руб. Из них 8,2 млрд. руб. – из Фонда обязательного медицинского страхования; 7,9 млрд. руб. – из консолидированного бюджета; 2,5 млрд. руб. – из федеральной казны бюджета; 1,6 млрд. руб. – из средств, полученных за платные услуги, и 0,3 млрд. руб. – из Фонда социального страхования. В 2011 году денежное вознаграждение волгоградских врачей увеличилось на 15,1%, среднего медперсонала - на 14,5 %. В среднем их заработная плата составила 21 552 руб. и 12 528 руб. соответственно.
Многих удивил такой факт: в минувшем году сумма неэффективных расходов в здравоохранении области составила порядка 1,1 млрд. руб. Решать вопрос с их снижением министерство региона планирует за счет оптимизации управления объемами скорой медпомощи, стационарной медпомощи, кадровыми ресурсами в части прочего персонала.
Губернатор Волгоградской области Сергей Боженов, подводя итог отчету ведомства, отметил, что работа в этом направлении хотя и активизировалась, но нуждается в некоторой корректировке. Кроме того, глава региона дал поручение разработать стратегию управления теми учреждениями здравоохранения, которые недавно были переданы муниципалитетами в управление субъекта РФ. И с этим тоже ничего не поделаешь - на то и губернатор, чтобы поручения давать. Но ведь понятно, что перемена статуса медучреждений не может не повлиять на их работу. Как же это будет выглядеть?
- Во-первых, будет выстроена четкая управленческая вертикаль, – утверждает министр здравоохранения региона Владимир Шкарин. - Раньше муниципальные лечебные учреждения подчинялись только главам муниципальных образований, а информация, исходившая от облздрава, воспринималась ими как рекомендация. Теперь же министерство здравоохранения, являясь учредителем всех лечебных учреждений региона, вправе жестко требовать исполнение каждого приказа. Здравоохранение субъекта федерации и страны в целом должно руководствоваться одними и теми же законами и правилами – это логично. С 2015 года мы будем работать по единым стандартам оказания медпомощи по тем или иным заболеваниям. С учетом централизации управления осуществлять контроль за соблюдением этих правил будет гораздо проще.
Еще один плюс перехода муниципальных медучреждений в государственную собственность – равномерное распределение бюджетных средств. Если раньше тот или иной муниципалитет не находил достаточного количества денег для проведения, к примеру, ремонта здания больницы или поликлиники, то сегодня эта задача упрощается, поскольку функции финансирования взяли на себя региональный и федеральный бюджеты.
Стоп, стоп - здесь и начинаются главные вопросы. Значит ли, что вертикаль управления отраслью не приведет к сокращению расходов на саму отрасль в части финансирования оказания услуг жителям Волгограда, других городов и муниципальных образований региона? Как было сказано во время упомянутого отчета, что и было процитировано на портале правительства региона, «положительные изменения в связи с переходом МУЗов в ГУЗы почувствуют на себе и пациенты». Почему пациенты должны это почувствовать? Потому, что «благодаря изменившейся системе финансирования и оснащения современным медицинским оборудованием, у лечебных учреждений появится больше возможностей участия в федеральных программах», - утверждается в сообщении.
На этой веселой ноте и закончить бы эти заметки. Но вот читаю "Основные направления бюджетной политики на 2013г. и плановый период 2014 и 2015гг.", опубликованные на сайте Министерства финансов (Минфин) России. Легко увидеть, что заметнее всего сократятся по сравнению с 2012г. расходы на здравоохранение. В 2013г. на него будет выделено лишь 506,6 млрд руб.,что на 8,7% меньше выделенных в 2012г. 554,7 млрд руб.
Предоставляю читателю возможность самому сделать несложные расчеты и определить, какими потерями обернется для Волгоградской области это самое уменьшение на 8, 7 % тех 2,5 млрд. рублей, что регион получи в минувшем году из федеральной казны на здравоохранение. И хорошо, если это сокращение для нашего региона будет прямо пропорционально обозначенному проценту. Тут ведь тоже, как в доме -кто раньше встал, того и тапочки!
Будет, конечно, справедливо процитировать разъяснение, которым сопровождаются в части сокращения расходов на здравоохранение"Основные направления бюджетной политики на 2013г. и плановый период 2014 и 2015гг.»
"Общий объем государственных расходов на здравоохранение не сокращается, а меняется источник их финансового обеспечения с увеличением акцента на систему обязательного медицинского страхования. При этом следует учесть, что, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009г. №212-ФЗ, с 1 января 2011г. увеличены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2%. Предусматривается также увеличение тарифов на обязательное медицинское страхование на неработающее население. Таким образом, предусматривается ежегодное наращивание средств обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения", - отмечается в документе.
Каждый вправе делать свои выводы из всего прочитанного. Как считают многие медицинские работники, вертикаль управления может упорядочить расходы на управление. Но это денег в казну не прибавит. К тому же известно, что почин федеральных властей всегда, но в более уродливом виде, развивается по этой самой вертикали власти. Так что можно ожидать сокращения расходов по статье здравоохранение и по части консолидированного бюджета области. И приходите вы в то или иное медицинское учреждение за услугой, а вам говорят: извините-с, денег нет. И не получится ли в итоге так : управленческая вертикаль есть, а спасение утопающих (в нашем случае- умирающих) окончательно станет делом рук самих умирающих? Или просто больных, что сути проблемы не меняет